Автор как субъект авторского права

Правообладатель (субъект авторского права): кто это, правовой статус, защита прав, разница с автором

Автор как субъект авторского права

История авторского права началась ещё в давние времена вместе с появлением авторства. В Средние века монархи жаловали авторов привилегиями, иметь которую значило обладать правом на свою работу. Сейчас быть автором сложно и просто одновременно: с одной стороны, новые технологии облегчили жизнь специалистам всех профессий, но с другой — юридических тонкостей и правил стало больше.

Поэтому авторы часто не знают, как правильно представить публике своё творение и как получить от этого выгоду. Слово «правопреемник» хоть и появилось позже, но уже имеет огромное значение. Правопреемники тесно связаны с авторами, работают в той же области, однако быть правопреемником (правообладателем) даже выгоднее, чем автором.

В чём же заключаются положительные стороны этого статуса?

Что такое авторское право

Авторское право — это законодательно защищённое право лица (физического или юридического, но только в статусе правообладателя) на использование и создание произведений искусства, научных трудов и литературы.

Оно является одним из видов интеллектуальной собственности.

Авторское право материально, то есть не действует на вербальные конструкции, изречения, предположения, способы и тому подобное, а охраняет только произведения — всё, что когда-либо было создано автором (книги, музыкальные композиции, произведения науки и т. д.).

Профессия программиста сейчас настолько популярна, что для защиты прав специалистов этой сферы деятельности было выделено авторское право на электронное обеспечение для ЭВМ (прошивки, игры, другие программы).

Авторские права включают в себя следующие виды прав:

  • личные неимущественные:
    • право на имя, если это имя знаменитости или уникальный псевдоним. К примеру, Ани Лорак, Щедрин (М. Е. Салтыков-Щедрин — феномен в этом вопросе: псевдоним слился с его настоящей фамилией);
    • право на защиту репутации (оно неразрывно связано с правом на имя: если у вас публично известное имя, значит, за вами и вашей личной жизнью пристально следят. Поэтому, если ваша репутация будет опорочена, вы сможете реализовать право на защиту репутации и потребовать компенсацию морального ущерба);
    • право на обнародование (это право даёт возможность автору по желанию опубликовать творение, распространить его или оставить необнародованным. При этом под «обнародованием» подразумевается выпуск копий произведения (только в материальном виде). Если вы передаёте право на использование произведения другому лицу, то это значит, что вы условно согласились на его обнародование).
  • личные имущественные:
    • право пользоваться произведением в любой форме и любым способом (будучи автором, вы можете распоряжаться своим творением, как вам заблагорассудится, а также передать право пользования стороннему лицу);
    • право на авторские гонорары (автор получает доход от распространения своих произведений).

Автор может не регистрировать свою работу и не отображать авторский знак, но это не лишает его произведение авторской защиты

Необходимо понимать, что утратить авторское право невозможно, его можно только передать.

Понятие смежных прав

Авторские и смежные права не принято отделять друг от друга. Смежные права регулируют вопросы не совсем авторской деятельности, но всё же творческой и уникальной. К объектам смежных прав относятся, например, переводы текстов с иностранных языков, фонограммы, кавер-версии песен. И, например, при продаже переведённой книги гонорары получает и переводчик, и автор, и издательство.

Использовать авторскую композицию можно только при наличии соответствующего разрешения от правообладателя, или по истечении периода правовой охраны произведения

Если в авторской композиции изменениям подверглась ритмическая или гармоническая сторона, сделана оригинальная аранжировка, то оно будет считаться творческой переработкой (музыкальной транскрипцией), не затрагивающей авторские права.

Владимир Хоменко, финансовый директор компании GiveMeMusic

http://givememusic.ru/kaver-versija-s-tochki-zreniya-avtorskogo-prava

Объекты и субъекты авторского права

Допустим, писатель написал роман и подписал с кинематографической компанией договор, разрешающий использование в новом фильме сюжета этой книги. Тогда обе стороны (писатель и создатели кино) будут субъектами права интеллектуальной собственности. Писатель (автор, исполнитель, изобретатель) называется творцом.

Кинокомпания и другие лица, заинтересованные в извлечении выгоды из собственности автора и заключившие с ним договор, называются правообладателями. Объектом авторских правоотношений является право на произведение (картину, статью, фильм и т. д.).

В рассмотренном случае это будет право на заимствование сюжета книги.

Объекты авторского права

К объектам авторского права главным образом относятся:

  • литературные, драматические и музыкально-драматические произведения;
  • музыкальные творения с текстом или без него;
  • произведения декоративно-прикладного и сценического искусства;
  • труды архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • программы для ЭВМ, игры, прошивки, операционные системы;
  • аудиовизуальные произведения всех существующих жанров (кинофильмы, видео, телепередачи);
  • произведения живописи, традиционной и современной скульптуры, компьютерной графики и дизайна;
  • комиксы и графические романы;
  • фотографические произведения и сходные с ними объекты искусства, полученные физико-химическими способами;
  • географические, геологические и другие карты, планы, схемы, чертежи, эскизы;
  • сборники и «производные произведения» (тесты, аннотации и т. д. — объекты смежных прав).

Стоит учитывать, что объектами авторского права не являются официальные документы, официальные символы (внесённые в так называемые перечни стандартных символов ANSI и ASCII), фольклор и сообщения о фактах.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершённые в крупном размере наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ст. 146 Уголовного кодекса РФ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b683408102681707f2702cff05f0a3025daab7ab/

Субъекты авторского права

Авторы являются главными субъектами авторских прав. То есть любое физическое лицо, трудом которого было создано произведение. Автор получает права на своё произведение сразу после того, как оно становится материальным (настолько, чтобы его смогли воспринимать другие лица).

Если в создании произведения участвовало несколько физических лиц, то такое произведение создано в соавторстве и принадлежит одновременно всем соавторам.

Причём неважно, создавались все составляющие произведения коллективно, или же каждая часть обязана своим существованием какому-то конкретному лицу.

Условием для возникновения соавторства является договорённость о сотрудничестве между всеми авторами, принимающими участие в проекте.

Соглашение между авторами — обязательный элемент соавторства

И, наконец, отдельное место в списке субъектов авторских прав занимают правопреемники (правообладатели).

Правообладатель — это физическое или юридическое лицо, которому вы передали право на использование своего произведения, условно согласившись на его распространение. Писателям, например, жизненно необходима работа с правообладателем, которым в этом случае является издательство.

Посудите сами, писателю нужно опубликовать книгу, но навыков в её оформлении, наборе, работе с печатниками у него нет. Для этого он идёт в издательство и предлагает свою рукопись для опубликования.

То есть правообладатель проводит ту работу над произведением, которую сам автор сделать не в состоянии, и получает прибыль от его распространения.

Быть правообладателем выгодно по многим причинам. Во-первых, маленькое произведение одного автора, выкупленное правообладателем, может стать частью чего-то большего.

Например, некая крупная компания заметила, что малоизвестный программист написал важную программу, которая могла бы стать очень ценной и принести этой компании крупный доход. Так как программист малоизвестен, и программу у него вряд ли кто-то купит, компания предлагает ему небольшую сумму за его код. И он соглашается.

Вскоре программисту становится известно о росте и успехах компании благодаря его программе, и все забыли о том, что именно ему эта организация обязана своими достижениями.

Бывают ситуации, когда правообладатель становится известнее автора

Во-вторых, приобретённая интеллектуальная собственность может составить большую часть активов вашей компании, сделать её более ценной и инвестиционно привлекательной. В-третьих, становясь правообладателем, вы получаете государственную защиту от нелегального использования объекта авторских прав (попросту — «пиратства»).

Пиратство — это, наверное, самая большая проблема правообладателя. Нелегальное копирование и распространение наносит большой ущерб как кошельку, так и репутации.

Однако в каждой тёмной комнате найдётся лучик света — законодательством РФ предусмотрены штрафы и возмещение нанесённого вреда.

К примеру, компенсация за каждый случай нарушения авторских прав может составлять от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Уголовное преследование пиратов является наиболее эффективным средством борьбы с нарушением авторских прав

Пиратство является довольно неоднозначным явлением в современной культуре. Безусловно, такая деятельность является незаконной. Однако случаются и необычные истории о пиратстве.

Например, многомиллионная компания Microsoft учитывает тот факт, что люди любят получать всё бесплатно.

Поэтому, принимая во внимание неизбежность кражи их продукции, корпорация придерживается рискованной политики и утверждает:«Если собираетесь воровать ПО — воруйте у нас!»

Как стать правообладателем

Как говорится, все дороги ведут в Рим. Так и в этом случае — для того чтобы стать правообладателем, существует несколько способов:

  • стать автором, так как автор — это первичный правообладатель. Но тогда понадобятся свежие мысли и новые идеи, которые не у всех людей есть;
  • подписать с автором договор авторского подряда. Его суть заключается в том, что вы нанимаете автора на неких оговорённых условиях, чтобы он создал нечто определённое. В этом случае сам автор останется в тени, а вы получите и результат его интеллектуальной деятельности, и гонорары после обнародования;
  • полностью выкупить у автора авторские права на его творение (отчуждение исключительного права). Для этого подписывается одноимённый договор, в котором обязательно указывается размер вознаграждения автора. В результате факт авторства останется за автором произведения, но распоряжаться им сможете только вы;
  • выкупить часть прав на произведение (тогда вы не сможете распоряжаться этим произведением и придётся считаться с автором). Для этого оформляется лицензионный договор. Лицензия бывает двух видов:
    • исключительная. Тогда вы не сможете заключать другие лицензионные договоры;
    • неисключительная. Вы сможете оформить бесконечное множество лицензий и больше заработать.

Заключение лицензионных договоров на использование объекта права интеллектуальной собственности является очень популярной практикой

Лицензиат может пользоваться результатом интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав, сроков и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Что такое ТРОИС и для чего он нужен

Таможенные органы РФ считают своей основной задачей прекратить незаконный ввоз и вывоз товаров через границу.

Для этого был создан Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который защищает права правообладателя, если тот думает, что при перевозке интеллектуальной собственности через границу могут нарушаться его права.

Такой правопреемник может подать в Государственный таможенный комитет РФ заявление о добавлении товаров в группу «риска» ТРОИС (процедура включения в реестр бесплатна). В заявлении должны быть указаны следующие данные:

  • информация о правообладателе, а в случае если заявление подаётся его представителем, также о представителе;
  • информация об объекте интеллектуальной собственности;
  • информация о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию, их вывоз из Российской Федерации или совершение иных действий с которыми во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечёт нарушение его прав (изложить нужно довольно подробно, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары);
  • информация о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

Заявление сопровождается распиской, в которой правообладатель обязуется возместить ущерб, связанный с приостановкой производства товара (не меньше 300 тыс. рублей). А также прилагается документ, подтверждающий права правообладателя на интеллектуальную собственность.

При добавлении в реестр этот товар перестаёт выпускаться в течение двух лет со дня добавления (этот срок может быть продлён по заявлению правообладателя). Если на таможне обнаруживаются товары, выпуск которых нарушает права правообладателя, их производство приостанавливается на 10 рабочих дней.

В современном мире, где, казалось бы, всё уже придумано, можно создать что-то новое, но для этого потребуется много фантазии и сил. Такую трудоёмкую работу выполняют авторы.

Малоизвестным творцам, даже если они вкладывают всю душу в дело, сложно добиться справедливой оценки и оплаты результатов труда. Поэтому многие продают права на собственные произведения.

Иногда среди таких «малоизвестных авторов» мелькают непризнанные гении, чьи идеи имеют большую ценность. Находить этих счастливчиков и покупать у них концепции — задача правопреемника, который доводит до ума задумки автора и получает чистый бриллиант из невзрачного алмаза.

И в следующий раз, когда вам попадётся надпись «заблокировано по просьбе правообладателя» на каком-либо сайте, не стоит отождествлять правообладателей с исчадиями Ада: эти ребята просто делают свою работу.

  • ozakone
  • Распечатать

Источник: https://ozakone.com/grazhdanskoe-pravo/subektyi-avtorskogo-prava.html

Особенности и характеристики субъекта авторского права

Автор как субъект авторского права

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве.

В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений.

Способность выступать субъектами авторского права возникает у физ.лиц с рождения.

Общая характеристика

Авторское право – это разновидность права собственности, которое автоматически есть у автора после создания интеллектуальной собственности. Публикация для вступления прав в силу не нужна, достаточно придать объекту авторского права любую соответствующую контексту произведения форму. Субъектами авторского права могут быть как физические лица, так и юридические.

Право может передаваться законными путями от одного лица к другому (акт купли-продажи или передача по наследству) и передаваться повторно. Владелец прав может полностью распоряжаться ими по своему усмотрению.

Способы передачи прав от одного лица другому:

  • продажа;
  • передача по наследству (происходит автоматически, если в завещании прежнего владельца не указано условие, противоречащее этому).

После передачи авторского права его бывший субъект больше не сможет каким-то образом влиять на события, происходящие с этой интеллектуальной собственностью (например, запретить публикацию, потребовать денежную выплату, если она не была прописана в договоре). Сама передача может быть как полной, так и частичной – по этому признаку обычно классифицируют субъектов авторского права.

О том, как получить авторские права:

  • на книгу;
  • на стихи;
  • на фотографию;
  • на песню и музыку;
  • в интернете;

читайте в статьях по ссылкам.

Кто может быть субъектом авторского права?

Считаться субъектом может как человек, так и фирма, организация. С произведениями (музыка, книги) часто происходит так, что владельцем прав на продукт является издатель, а автор получает процент или уже получил свою единоразовую выплату при продаже.

Автор не обязан продавать права, чтобы издаваться, но многие из них соглашаются на подобное ради компромисса с издателем или просто потому, что находят сделку выгодной. Так, кто относится с субъектам авторского права?

Создатель произведения

Это первоначальный субъект авторского права. Как только интеллектуальная собственность обретает форму – музыка записывается на диск или в виде нот, книга или научный труд обзаводятся рукописью, авторское право вступает в силу.

Теперь оно закреплено за первоначальным автором в теории, но на практике при возникающих разногласиях и подозрениях других лиц в плагиате, автор должен будет предоставить доказательства, из которых будет ясен настоящий временной период создания.

Автор вправе полностью распоряжаться своим произведением, пока не продаст авторские права. Их можно заверить нотариально – для этого нужно обратиться к ближайшему нотариусу, который законодательно закрепит факт наличия авторского права на конкретное произведение в течение нескольких рабочих дней.

Лица-владельцы по договору

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве. Автор может заключить исключительный договор по передаче прав на интеллектуальную собственность с любыми условиями.

Таким образом субъектами становятся физические лица, ранее не имеющие никакого отношения к объекту права, а также юридические лица. Последнее случается чаще – авторы нередко продают права компаниям, чтобы прославиться или выйти на рынок в своей области. Лица-владельцы исключительных прав могут распоряжаться их объектом полностью – если это не противоречит действующему законодательству.

Работодатели

В том случае, когда интеллектуальная собственность является результатом официальной работы по найму, владельцем авторских прав считается работодатель, а не сотрудник. Это касается любого объекта авторских прав, который осознанно создаётся автором в пользу работодателя во время трудовых часов или в любое произвольное время, если график свободный.

Сотрудники-авторы не обладают авторскими правами на продукты своего труда, так как это прописано в трудовом договоре – работник отказывается от всех прав на результаты своего труда, получая заработную плату. Автор имеет право объявить себя таковым, но юридической или финансовой силы такое заявление иметь не будет, принося только репутационную прибыль в некоторых редких случаях.

Организации и корпорации

Под началом особо крупного производителя или компании с любым другим массовым видом деятельности трудятся сотни и тысячи авторов.

Весь контент, так или иначе создаваемый ими, принадлежит не конкретному руководителю, а корпорации, которая очень часто управляется группой людей и является коллективной собственностью (акционерская система). Это называется корпоративным правом.

Работая на такую организацию и получая за свой труд оплату, автор автоматически отказывается от дальнейшего получения от него какой-либо отдельной прибыли. Автор не может запретить использовать объект авторского права так, как считает неподобающим, а также не может заниматься реализацией такой интеллектуальной собственности самостоятельно.

Если в регламенте организации прописаны условия неразглашения на тот или иной объект авторского права, автор обязан соблюдать их. За разглашение, намеренную помощь другим организациям по вопросу этой конкретной интеллектуальной собственности сотрудник может понести ответственность.

Наследники

Когда автор произведения умирает, владея при этом действующими авторскими правами, они классифицируются как наследство и передаются наследникам так же, как и другое имущество.

Автор может указать в нотариально заверенном завещании судьбу своей интеллектуальной собственности, если захочет.

Передавать в наследство авторские права можно не только физическим, но и юридическим лицам.

Наследники получают бессрочное авторское право во владение и могут распоряжаться им так же свободно, как и сам автор – продать, использовать для получения прибыли, видоизменять и модернизировать интеллектуальную собственность. Право передавать её в наследство также вступает в силу.

Если интеллектуальная собственность уже была продана на момент жизни автора-владельца, наследники уже не имеют на неё никаких прав.

Единственная возможность – оспорить сам факт передачи прав, ссылаясь на недееспособность покойного, если передача произошла незадолго до смерти по причине преклонного возраста или болезни, подразумевающей нарушения психики.

Составители сборников

Сборники создаются из многих видов интеллектуальной собственности – музыкальные композиции, литературные произведения, кинофильмы. Включение произведения в сборник, предназначенный для получения выгоды законным путём возможно только с согласия субъекта авторского права, владеющего интеллектуальной собственностью на данный момент.

Практически всегда данное соглашение подразумевает прибыль для владельца произведения. Обойти его согласие – прямое нарушение авторского права. Исключение составляют сборники, чей составитель не рассчитывает на получение прибыли.

Произведения в таких сборниках должны находиться в открытом доступе, владелец ни одного из произведений не должен быть против свободного некоммерческого распространения его собственности.

Составитель сборника не становится совладельцем прав на интеллектуальную собственность с автором или субъектом авторского права.

Он получает право на придуманный и реализованный им порядок составления, что не мешает другим лицам составлять свои сборники из тех же произведений, не повторяя порядок и другие индивидуальные особенности этой конкретной сборки – это уже считается плагиатом.

Создатель вторичного творения

Производное произведение создаётся на основе уже имеющегося оригинала.

Наиболее яркими примерами являются киноадаптации, переводы на другие, отличные от оригинала языки, адаптация произведения для какой-либо из социальных или национальных групп, театральные постановки на основе других произведений, а также множественные музыкальные аранжировки и перезаписи музыки в другом качестве.

Производное произведение может появиться только с согласия автора оригинала или других лиц, которые владеют исключительными авторскими правами.

Важно отметить, что такое произведение не становится частью оригинальной интеллектуальной собственности, а создаёт новый копирайт.

Оригинал и производное произведение – два разных объекта авторского права, даже если изменения минимальны.

Автор последнего имеет авторское право только на результат своей работы, не получая никаких прав на оригинал.

Писатель служебного произведения

Служебные произведения – интеллектуальная собственность работодателя, так как созданы в результате регламентированной трудовой деятельности. Если трудоустройство официальное, первоначальный (фактический) автор не имеет никаких прав на реализацию произведения в коммерческих целях и не может рассчитывать на прибыль.

Соавторство

Соавторством называется авторское право нескольких лиц на одно произведение.

Не имеет значение, состоит ли интеллектуальная собственность из нескольких частей или её нельзя разделить без потери содержания (литературное произведение, музыкальная композиция, изображение), соавторство действует одинаково.

Соавторство может быть безусловным, когда все субъекты авторского права наделены одинаковыми полномочиями, так и выделять некоторых среди других. Второй вариант легче всего просматривается на примере соавторства в научных работах, где выделен ведущий автор и тот, кто в силу меньшего опыта и возможностей вложил в общий результат меньший объём труда.

Однако вне зависимости от объёма, вложенного любым из соавторов, он остаётся в своём праве даже в спорных ситуациях. Разделение прибыли от авторства нередко становится причиной судебных разбирательств.

Авторское право разделено на множество разделов и подразделов по той причине, что может применяться в любой из сфер деятельности человека. Защитить автора – создателя или владельца, исключительно в интересах законодательства, так как это способствует здоровой конкуренции и развитию в соответствующей контексту области.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe/kto-mozhet-byt-subektom.html

Субъекты авторского права | Студент-Сервис

Автор как субъект авторского права

В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица.

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных ГК РФ (п. 3 ст. 1228), является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора.

К другим лицам указанное право может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, установленным законом.

Автором признается гражданин, творческим трудом которого произведение создано. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст. 1228 ГК РФ).

В том числе граждане, оказавшие автору такого результата только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использование.

Не признаются авторами также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Так, например, автором такого произведения, как курсовая или дипломная работа, является его создатель – студент, а не научный руководитель.

Разумеется, он признается автором при условии, что его  работа не скачана из Интернета и носит самостоятельный, творческий характер.

Согласно ст. 18 ГК РФ возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Следует особо подчеркнуть, что для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности.

Например, на практике встречаются случаи, когда в возрасте трех – шести лет рисунки создают дети, страдающие аутизмом (от греч. “autos” – сам – психопатологическое состояние, при котором личность погружена в собственные внутренние переживания).

Для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителяосуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст. 26 ГК РФ).

Граждане, ограниченные судом в дееспособности, могут осуществлять свои авторские права только с согласия попечителей (ст. 30 ГК РФ). За граждан, признанных судом недееспособными, авторские права осуществляют их опекуны (ст. ст. 29, 32 ГК РФ).

Как и ст. 9 ЗоАП РФ, ст. 1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.

Для возникновения авторских прав необходим юридический факт – создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, которая осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ. Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов.

Согласно ст. 1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство условно подразделяется на два вида, которые отличаются различным режимом использования произведений:

– раздельное соавторство возникает тогда, когда соавторы имеют единое авторское право на произведение, состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга (например, песня, состоящая из слов и музыки).

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами;

– нераздельное соавторство предполагает, что соавторы имеют единое авторское право на произведение, образующее единое неразрывное целое (произведения братьев Вайнеров). При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения.

Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, распределяются между всеми правообладателями поровну. Иной порядок распределения доходов может быть предусмотрен соглашением соавторов.

Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе тогда, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст. 1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения.

Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

К субъектам авторского права, согласно ст. 1260 ГК РФ, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Так, например, решением арбитражного суда отказано в иске ЗАО к ЗАО “ПрайсВотерхаусКуперс Аудит” о прекращении нарушения авторских прав истца на русский перевод Т. литературного произведения МСФО путем прекращения размещения произведения истца на сайте ответчика в сети Интернет и взыскания компенсации.

Суд мотивировал отказ в иске тем, что разумным действием является ограничение имущественных авторских прав на перевод произведения путем их передачи лицу, владеющему основными имущественными авторскими правами.

Суд, в частности, отметил, что еще до возникновения имущественных авторских прав на русский перевод произведения, автором которого является Т., он уступил их Комитету по МСФО (КМСФО) – владельцу исключительных авторских прав на произведение.

Об этом свидетельствует лицензионное соглашение. Путем толкования условий лицензионного соглашения суд пришел к выводу о том, что у истца отсутствуют исключительные имущественные авторские права на использование русского перевода МСФО, выполненного Т.

В силу лицензионного соглашения судом констатируется принадлежность авторских прав Комитета на МСФО на всех языках и признание лицензиатом авторских прав Комитета на русском языке.

Кассационная инстанция указала, что суд первой инстанции верно мотивировал свой вывод о том, что ограничение имущественных авторских прав на перевод произведения путем их передачи лицу, владеющему основными имущественными авторскими правами, является разумным действием.

Это подтверждается в том числе и оцененным судом письмом Фонда Комитета по МФСО об основных целях деятельности этого Комитета в сравнении с обстоятельствами дела.

Кроме того, суд правильно дополнительно сослался на то, что защите подлежат права обладателей исключительных авторских прав на произведение, в том числе путем прекращения нарушения прав и выплаты компенсации.

Однако истец такими правами не обладает, а переводчик пользуется только авторским правом на созданное им производное произведение только при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу. В связи с этим решение арбитражного суда было оставлено без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Например, многие издательства пользуются такой формулировкой: “Перепечатка и любое использование материалов возможны только с письменного разрешения редакции”. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом.

Исключением из этого правила являются случаи, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Согласно ст.

1295 ГК РФ служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым или иным договором между работодателем и автором.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

Если в течение трех лет работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.

Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

В случае, когда в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

Основанием для государственной регистрации перехода исключительного права по наследству является свидетельство о праве на наследство, за исключением случая, предусмотренного ст. 1165 Кодекса.

Согласно ст. 1267 ГК РФ автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/subekty-avtorskogo-prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.