Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

6. Ликвидация субъектов предпринимательского права

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Ликвидацияпредставляетсобойпрекращениесубъектапредпри­нимательскогоправабезпереходаправиобязанностейвпорядкеправопреемствакдругимлицам.Этоозначает,чтоправаиобязанно­стиликвидированногосубъектакдругимлицамнепереходят.

Ликвидацияможетбытьдобровольнойипринудительной.

ДобровольнаяликвидацияосуществляетсяпорешениюИП,учредителей(участников)ЮЛлибоорганаюридическоголица,уполномоченногонатоучре­дительнымидокументами.Решениеоликвидациигосударственногоилимуниципальногопредприятияможетпринятьсобственник.

Встатье61 ГКРФсодержитсяпримерныйпереченьоснованийдобровольнойликвидации,вчастностиистечениесрока,накоторыйсозданаорганизация,достижениецели,радикоторойонасоздана.

Решениеопринудительнойликвидациипринимаетсясудом.Не­которыеоснованияпринудительнойликвидацииобозначенынепо­средственновст.61 ГКРФ.

Этообнаружениедопущенныхприсо­зданииюридическоголицагрубыхнарушенийзакона,еслиэтинарушенияносятнеустранимыйхарактер;осуществлениедеятель­ностибезнадлежащегоразрешения(лицензии)илидеятельности,запрещеннойзаконом;неоднократноеилиоднократное,ногрубоенарушениезаконаилииныхправовыхактов;осуществлениенеус­тавнойдеятельностиорганизациямисоспециальнойкомпетенцией(общественными,религиознымиорганизациями,благотворительны­миилиинымифондами).Приведенныйпереченьнеявляетсяисчер­пывающим,основанияпринудительнойликвидациимогутбытьпре­дусмотреныидругимистатьямиКодекса.Примеромможетслужитьправилост.25 и65 ГКРФоликвидациилица,признанногонесосто­ятельным(банкротом).Всоответствиисп.4 ст.99 ГКРФвслучае,еслистоимостьчистыхактивовакционерногообществастановитсяменьшеопределенногоЗакономминимальногоразмерауставногокапитала,обществоподлежитликвидации.Приэтомследуетиметьввиду,чтооснованияликвидациипорешениюсудамогутустанав­ливатьсятолькоГКРФ.

Стребованиемоликвидациивсудможетобратитьсягосударст­венныйорганилиорганместногосамоуправлениявслучае,еслита­коеправопредоставленоемузаконом.Внастоящеевремятакоепра­во,вчастности,предоставлено:

  • Федеральной антимонопольной службе,
  • Федеральной налоговой службе, согласно п. 1 ст. 31 НК РФ;
  • Министерству финансов РФ
  • Федеральной службе по финансовым рынкам,
  • Центральному банку РФ
  • прокурору согласно

Рассмотримосновныеэтапыликвидационногопроцессаприме­нительноккоммерческойорганизации.

1.Сообщениеопринятомрешениивтрехдневныйсрокрегистриру­ющемуоргану,осуществившемугосударственнуюрегистрациюдан­ноголица.

РегистрирующийорганнаправляетдлявнесениявЕдиныйгосударственныйреестрюридическихлицсведенияотом,чтолицонаходитсявпроцесселиквидации,атакжеуведомляетобэтомналого­выеорганы,органыстатистикиивнебюджетныегосударственныефонды.

Сэтогомоментанедопускаетсягосударственнаярегистрацияизмененийучредительныхдокументов,государственнаярегистрацияюридическихлиц,учредителемкоторыхвыступаетуказанноеюриди­ческоелицо,илигосударственнаярегистрацияюридическихлиц,ко­торыевозникаютврезультатеегореорганизации.

2. Назначениеликвидационнойкомиссии(ликвидатора)учредителя­ми(участниками)лицаилиорганом,принявшимрешениеоликвидации.

Напротяжениивсеголиквидационногопроцессаорганизацияилипредпринимательпродолжаетсуществоватьвкачествесубъектапра­ва.

Пунктом3 статьи62 ГКРФустановлено,чтосмоментаназначенияликвидационнойкомиссиикнейпереходятполномочияпоуправле­ниюделамиюридическоголица;указаннаякомиссиянаделенаправомвыступатьвсудеотимениликвидируемогоюридическоголица.Кругполномочийликвидационнойкомиссииопределенстатьей63 ГКРФ.

Руководительликвидационнойкомиссии(ликвидатор)вправепод­писыватьотимениликвидируемогоюридическоголицаисковыезаяв­ленияисовершатьдругиеюридическиедействия,связанныесликви­дациейюридическоголица,исходяизрешений,принимаемыхкомиссиейвпределахеекомпетенции.

Обязанностипопроведениюликвидацииюридическоголицанемогутвозлагатьсяарбитражнымсудомнагосударственныйилимуниципаль­ныйорган,поискукоторогосудомпринятосоответствующеерешение.

Учредители(участники)юридическоголицаилиорган,приняв­шийрешениеоликвидацииюридическоголица,уведомляютрегис­трирующийорганоформированииликвидационнойкомиссииилионазначенииликвидатора.

3. Публикацияоликвидацииворганахпечати,вкоторыхобычнопубликуютсяданныеогосударственнойрегистрацииЮЛ.Впубликациидолжныбытьотраженыследующиеданные:

  • наименование ликвидируемого юридического лица;
  • дата принятия решения о ликвидации;
  • наименование органа, принявшего решение о ликвидации;
  • идентификационный номер налогоплательщика и номер ликви­дируемого лица в реестре;
  • порядок и срок предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;
  • способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).
  1. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

  2. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.

  3. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые долж­ны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и прини­маются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидаци­онная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации.

  4. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других ЮЛ.

  5. Увольнение работников в соответствии с требованиями, преду­смотренными ТК РФ.

  6. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требо­ваний. Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кре­диторами требований и результат их рассмотрения.

  1. Продажа имущества ЮЛ с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений, в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения тре­бований кредиторов.

  2. Снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах . В частности, поря­док снятия с учета в налоговом органе регулируется ст. 84 НК РФ. Налоговым органом и внебюджетными фондами проводятся доку­ментальные проверки ликвидируемой организации.

  3. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. Расчеты осуществляются в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ ( установлено пять оче­редей для удовлетворения требований кредиторов).

  4. Составление ликвидационного баланса, который утверждает­ся учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

  5. Представление согласованного ликвидационного баланса в на­логовый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

15.Закрытиебанковскихсчетовликвидируемойорганизации.Озакрытиисчетовуведомляетсяналоговыйорган,которыйвыдаетинформационноеписьмо(проставляетотметкуналиквидационнойкарте)оснятиисналоговогоучета.

  1. Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.

  2. Представление в орган, осуществляющий гос. регистрацию ЮЛ (ФНС РФ), следующих документов:

а)подписанноезаявителемзаявлениесподтверждениемсоблю­денияпорядкаликвидации,завершениярасчетовскредиторами,согласованиявопросовликвидацииссоответствующимигосударст­веннымиорганамивустановленныхзаконодательствомслучаях.

б) ликвидационныйбаланс;

в) документобуплатегосударственнойпошлины.

Оставшиесяпослерасчетовскредиторамиденежныесредствазачисляютсявуставный(складочный,паевой)капитал(фонд)юри­дическоголица.

Уставныйкапиталииноеоставшеесяпослеудовле­творениятребованийкредиторовимуществопередаютсяегоучаст­никам(учредителям),имеющимвещныеправанаэтоимуществоилиобязательственныеправавотношенииюридическоголица.

НаоснованиипредставленныхдокументоввЕдиныйгосударственныйреестрюридическихлицвноситсязаписьоликвидацииорганизации.

ЮЛ,котороевтечениепоследнихдвенадцатимесяцев,предшествующихмоментуприня­тиярегистрирующиморганомсоответствующегорешения,непредставлялодокументыотчетности,оналогахисборах,инеосуществлялооперацийхотябыпоодномубанковскомусчету,признаетсяфакти­ческипрекратившимсвоюдеятельность.ТакоеЮЛм.б.исключеноизЕдиногогос.реестраюриди­ческихлиц.

Лекция 4. Правовоеположение отдельных видов субъектовпредпринимательского права.

  1. Виды субъектов пп

  2. ПД гражданина

  3. Правовое положение казенных предприятий

  4. Правовое положение ФПГ

  5. Правовое положение субъектов малого предпринимательства

  6. Правовое положение кредитных организаций

  7. Правовое положение страховщиков

  8. Правовое положение инвестиционных фондов

  9. Правовое положение товарных бирж

  10. Правовое положение фондовых бирж

  11. Холдинги

  12. ТПП.

  1. в зависимости от формы собственности(частной, государственной или муниципальной), на которой осуществляется предпринимательская деятельность.

    Субъектов предпринимательского права можно различать по тому, им образом определен их правовойстатус: а) на базе только Гражданского кодекса РФ; б) одновременно и на базе других законодательных актов («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О банках и банковской деятельности» и др.); в) только специальными («О финансово-промышленных группах»).

  2. Предпринимательская деятельность может осуществляться коллективнымиииндивидуальнымипредпринимателями.

  3. Критерием классификации может выступать и видхозяйственной компетенциисубъекта: общая, ограниченная, специальная, исклю­чительная.

  4. Объединение предпринимателей для ведения хозяйствования возможно на договорнойилиорганизационнойоснове. Так, на дого­ворной основе предпринимательская деятельность осуществляется в форме простого товарищества.

  5. по целидеятельности – на коммерческие и некоммерческие орга­низации;

  6. по соотношениюправнаимущество участников (учредителей) и самой организации.

    Так, участники (учредители) могут иметь обязательственные права по отношению к данной организации (хозяй­ственные общества, товарищества, кооперативы), вещные права на имущество организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия) или вообще не иметь имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения);

  7. в зависимости от того, можетлиимуществоорганизациибыть распределеноповкладам (корпоративные организации) или оно яв­ляется неделимым (унитарные предприятия);

  8. по наличию или отсутствию (финансово-промышленные груп­пы, ИП) статусаЮЛ.

  9. по организационно-правовой форме:

– индивидуальныхпредпринимателей;

– полныеи коммандитные товарищества;

– обществас ограниченной и дополнительнойответственностью;

– акционерныеобщества;

– производственныекооперативы;

– государственныеи муниципальные предприятия;

– некоммерческиеорганизации,осуществляющиепредпринимательскую деятельность

10) в зависимости от местав торговом оборотеи основного содержания деятельности:

– независимыеоптовые и посреднические организации,приобретающие правособственности на реализуемый с ихучастием товар; -посредническиеорганизации, неприобретающие п.с. на товар,а оказывающие услуги,обеспечивающиедоведение товара от изготовителя допотребителя; -специальные участникирынка, занимающиесянепосредственно организацией торговогооборота .

Источник: https://studfile.net/preview/847912/page:11/

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Ликвидация является способом прекращения субъекта предпринимательского права без правопреемства.

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя осуществляется по следующим основаниям: предприниматель принял решение о прекращении предприниматель­ской деятельности; в связи со смертью предпринимателя; в связи с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом), что ведет к прекращению предприни­мательской деятельности; в связи с принятием судом решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке; в связи с вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; в связи с аннулированием документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или в связи с окончанием срока действия указанного документа.

Если индивидуальный предприниматель принимает решение о прекращении предпринимательской деятельности, то он должен представить в налоговый орган следующие документы: подписанное им заявление и документ об уплате государственной пошлины.

Прекращение предпринимательской деятельности по иным причинам осуществляется на основании соответствующих документов, поступающих в налоговый орган. Прекращение предпринимательской деятельности осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения налоговым органом. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Подтверждением этому является свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако в случае смерти физического лица, зарегистрирован­ного в качестве индивидуального предпринимателя, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

Юридические лица (исключая фонды) могут прекратить свою деятельность или быть ликвидированы добровольно в любое время без указания оснований. Ликвидация по решению суда возможна только по основаниям, указанным в ГК РФ.

Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды ликвидируются при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей их уставным целям.

Специальным основанием ликвидации юридического лица является признание его несостоятельными (банкротами); причем, если стоимость их имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано исключительно по данному основанию.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования.

В частности, в соответствующих случаях требования о принудительной ликвидации юридических лиц могут быть предъявлены налоговыми органами (на основании ст. 31 НК РФ), ЦБР (на основании ст. 23.

1 Закона о банках), федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (на основании ст. 30 Закона «Об организации страхового дела»).

Ликвидация – не одномоментный акт, а специальная достаточно длительная процедура прекращения деятельности субъекта предпринимательского права. Сведения о том, что хозяйствующий субъект находится в процессе ликвидации, подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Сообщение о ликвидации юридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учета юридического лица как налогоплательщика не позднее 3-х дней со дня принятия такого решения (см. ст. 23 НК РФ).

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок и сроки ликвидации самостоятельно устанавливаются лицами, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Функции органов юридического лица по управлению внутренними и внешними делами выполняет ликвидационная комиссия (ликвидатор).

Ликвидационная комиссия, завершая текущие дела ликвидируемого юридического лица, помещает в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, рассчитывается по обязательствам юридического лица, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы, в установленных случаях решает вопрос о передаче оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества учредителям (участникам).

Практическая деятельность ликвидационной комиссии начинается с опубликования сообщения о ликвидации юридического лица.

Такое сообщение должно быть помещено в печатном органе, который обычно публикует данные о государственной регистрации юридических лиц.

В сообщении о ликвидации юридического лица определяется порядок и срок заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации о ликвидации.

Далее, ликвидационная комиссия осуществляет действия по выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности, получению объективных данных о финансовом состоянии юридического лица.

Такие данные необходимы для составления промежуточного ликвидационного баланса и заключения о достаточности либо недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

При этом предполагается, в частности, проведение инвентаризации имущества и обязательств юридического лица, проверка факта существования конкретного кредитора или должника, его наименования, места нахождения и платежных реквизитов, уточнение размера кредиторской или соответственно дебиторской задолженности, а также истребование последней, в том числе в судебном порядке. Дополнительной гарантией для кредиторов является обязанность ликвидационной комиссии письменно уведомлять их о ликвидации юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности, и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. К промежуточному ликвидационному балансу прилагается перечень имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень кредиторов и их требований, учтенных в размере, признанном ликвидационной комиссией.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер.

Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы (ценные бумаги, в том числе векселя, платежные поручения и т.п.).

В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией.

Обязательства ликвидируемого юридического лица, по которым не предъявлены требования в установленный срок, а также заявленные в установленный срок, но не признанные органом, осуществляющим ликвидацию, также отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса.

При решении суда об удовлетворении требования кредитора такое требование учитывается в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном решением суда. Если стоимость имущества юридического лица по данным промежуточного ликвидационного баланса недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, и утверждается ими. Законом могут быть предусмотрены случаи, в которых утверждение промежуточного ликвидационного баланса осуществляется по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для расчетов с кредиторами, хотя общая стоимость денежной и неденежной частей имущества свидетельствует о способности юридического лица удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, то осуществляется продажа неденежной части имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией, начиная со дня утверждения ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой (т.е. последней) очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Окончательный ликвидационный баланс юридического лица отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами.

Окончательный ликвидационный баланс, как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Юридическим фактом, с которым закон связывает завершение ликвидации юридического лица, является внесение соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Источник: https://3ys.ru/vvedenie-v-predprinimatelskoe-pravo-sub-ekty-predprinimatelskoj-deyatelnosti/likvidatsiya-sub-ektov-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

Ликвидация предпринимательской деятельности

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Увеличивающаяся с каждым годом налоговая нагрузка отрицательно влияет на развитие малого бизнеса и способствует увеличению числа предпринимателей, решивших закончить свою коммерческую деятельность.

И хотя для нормального функционирования экономической системы необходимы периодическое вливание в нее новых субъектов предпринимательской деятельности (СПД) и выход из нее обанкротившихся и неэффективных, ликвидация СПД все-таки носит негативный характер.

Причины ликвидации индивидуального предпринимателя

Принятию решения о прекращении осуществления предпринимательской деятельности способствуют различные жизненные обстоятельства.

Причиной может быть как собственное желание, так и решение уполномоченного государственного органа или суда.

Для прекращения полномочий индивидуального предпринимателя (ИП) законодательством предусмотрена процедура ликвидации, которая, несмотря на кажущуюся простоту, имеет особенности в каждом конкретном случае.

Причин для прекращения ИП не так уж мало, и условно их можно разделить на добровольные и принудительные. Процесс ликвидации индивидуального предпринимателя может быть начат по его собственному желанию в связи с нерентабельностью осуществляемой им деятельности либо ее отсутствием. Это самый распространенный вариант отказа от статуса предпринимателя, выражающий его собственную волю.

Если предприниматель, занимаясь коммерческой деятельностью, неоднократно нарушал законодательство, то это может послужить основанием для прекращения его бизнеса по решению суда.

Такие же последствия будут и в случае вынесения судом решения об уголовном наказании в виде запрета вести предпринимательскую деятельность.

Предприниматель также может быть признан несостоятельным (банкротом), в связи с чем его государственная регистрация утрачивает силу и не может быть возобновлена еще в течение одного года.

Основаниями для прекращения бизнеса может стать и истечение срока документов, дающих право жить и работать на территории России. Это касается иностранных граждан, обязательным условием легальности коммерческой деятельности которых является наличие разрешения или вида на жительство.

Еще одной причиной, по которой запись об индивидуальном предпринимателе будет удалена из государственного реестра, но не относящейся к указанным выше двум группам, является его смерть.

Порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя

Если решение о прекращении деятельности принято самим бизнесменом, то в регистрирующий орган, которым является налоговая инспекция, должен быть представлен пакет документов, включающий в себя подписанное предпринимателем заявление установленного образца и документ об оплате госпошлины. Если же ликвидация происходит в связи со смертью, по инициативе судебных органов либо из-за истечения срока разрешительных документов, то соответствующая запись в госреестре производится на основании свидетельства о смерти, решения суда и утративших силу документов.

Процедура внесения в государственный реестр записи о ликвидации ИП пройдет гладко лишь в случае отсутствия долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами и работниками. Если долги есть, их придется платить.

Следует помнить, что даже у предпринимателей, прошедших процедуру регистрации и получивших соответствующее свидетельство, но ни одного дня не занимавшихся коммерческой деятельностью, тем не менее возникает обязанность по уплате взносов в Пенсионный фонд.

После получения свидетельства об исключении из реестра предпринимателей, которое при идеальном стечении обстоятельств выдается через 5 дней с момента подачи заявления о ликвидации, останется только закрыть расчетный счет в банке, снять с учета контрольно-кассовую машину и уничтожить печать, если они были.

Основания и способы ликвидации компаний

Причины, по которым учредители решают расстаться со своей фирмой, могут быть разными. Одни открывают бизнес для проекта, по окончании реализации которого предприятие становится ненужным.

У других не получается достичь намеченной коммерческой цели, и необходимость вести хозяйственную деятельность отпадает.

У третьих предпринимательская деятельность ведется, но приносит прибыль настолько незначительную, что перспективы дальнейшей работы сводятся к минимуму.

Ликвидация предприятия, как и индивидуального предпринимателя, может носить добровольный или принудительный характер. Добровольная ликвидация может быть начата собственниками предприятия в любое время независимо от наличия или отсутствия оснований для этого.

Принудительная же ликвидация по решению суда возможна лишь по основаниям, закрепленным в законе.

Суд может прекратить деятельность юридического лица в случае осуществления им своей деятельности без лицензии и иных специальных разрешений, в случае ведения деятельности с грубыми нарушениями закона, которые не могут быть устранены, в случае занятия запрещенной законом деятельностью.

На практике существует несколько способов прекращения деятельности юридического лица – официальный, альтернативный и продажа.

Первый из них предусматривает процедуру ликвидации в соответствии с законом, второй производится через слияние и присоединение неугодного предприятия к другому, третий вариант предполагает продажу долей и смену участников. Ликвидация СПД возможна и путем банкротства.

Но это, пожалуй, самый длительный и юридически сложный способ сложить с себя полномочия и избавиться от ответственности за последствия неблагоприятной коммерческой деятельности.

Процесс прекращения деятельности компаний

Официальная ликвидация компаний – продолжительный и трудоемкий процесс. Сначала участники юридического лица принимают решение о прекращении его деятельности, согласовывают состав ликвидационной комиссии и сообщают об этом в регистрирующий орган – налоговую инспекцию. Это надо успеть сделать в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения.

О принятом решении также необходимо сообщить через «Вестник государственной регистрации», установив срок для принятия претензий, который не может быть менее 2 месяцев. Процесс закрытия фирмы можно будет продолжить лишь по истечении этого срока.

Следующим шагом будет прохождение налоговой проверки, расчеты с бюджетом, составление ликвидационного баланса и расчеты с кредиторами, заявившими свои претензии.

Этот вариант ликвидации не только очень длительный (сроки варьируются от 6 месяцев и более), но и достаточно дорогостоящий, поэтому небольшие фирмы предпочитают отказаться от трудоемких и затратных бюрократических процедур, передать свои активы другой организации и перейти под ее управление путем реорганизации – слияния или присоединения. В этом случае тоже будут приниматься решения участников, публиковаться объявления и подаваться заявления в налоговую инспекцию. Разница состоит в том, что при ликвидации права и обязанности прекращаются, а при реорганизации они переходят к другому предприятию.

Продажа долей в уставном капитале предприятия, условно называемая еще одним способом ликвидации, юридически ею не является, поскольку фирма остается в госреестре.

Но смена собственников – самая простая процедура, занимающая минимум времени и позволяющая легко избавиться от неугодной компании, очень востребована.

Тем более участникам достаточно только подписать соответствующие документы в присутствии нотариуса, а направление пакета документов в налоговый орган – это уже задача нотариальной конторы.

Преимущества добровольной процедуры ликвидации

Процедура ликвидации субъекта – непростой процесс, особенно если есть долги. Быстрота и эффективность закрытия фирмы зависит от истории ее деятельности, возраста, наличия кредитов. Если по всем параметрам есть негативные составляющие, то оперативно ликвидироваться официальным методом – непростая задача для владельцев предприятия, но реальная.

Можно перестать вести деятельность и сдавать отчетность, попросту бросив фирму, и налоговые органы через год обратятся в суд, чтобы решить вопрос удаления компании из госреестра юридических лиц, а можно начать процедуру банкротства. В любом случае возникнет ряд не очень приятных вопросов, связанных с долгами.

Добровольная ликвидация СПД влечет за собой полное прекращение обязанностей перед третьими лицами и государственными структурами и исключает возможность проведения последующих проверок фискальными органами.

После ликвидации ни кредиторы, ни государственные органы уже не вправе предъявить какие-либо требования, если это не было сделано ими в процессе ликвидации. Поэтому тем, кто хочет в дальнейшем избежать проблемной ситуации, стоит сделать выбор в пользу добровольной ликвидации.

Источник: https://1bankrot.ru/likvidaciya/spd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.