Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

Налоговое регулирование предпринимательской активности

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

УДК 336.2

Климова Елена Калисатаровна, старший преподаватель кафедры «Экономика

и финансы», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» e-mail: Klimovalk@gmail. com

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

АКТИВНОСТИ

Аннотация. Статья обращена к проблемам налогообложения индивидуального предпринимательства. Декларируемая государством поддержка малого бизнеса и ИП в частности выступает в виде законодательных изменений в налоговой сфере. Режим двухлетних “налоговых каникул” для предпринимателей, зарегистрировавших бизнес после 1 января 2015 года, стимулирует развитие предпринимательства в РФ.

Ключевые слова: налогообложение, налоговое регулирование, индивидуальное предприятие, налоговые каникулы.

Abstract. The article addresses the issues of taxation of individual entrepreneurship. The declared government support for small businesses and entrepreneurs in particular are in the form of legislative changes in the tax area. Mode two-year “tax holidays” for entrepreneurs, who have registered a business after January 1, 2015. stimulates the development of entrepreneurship in Russia.

Keywords: taxation, tax regulation, private enterprise, tax holidays.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными методами. К числу косвенных методов воздействия на экономику относится налогообложение предпринимательской деятельности, установление собственно налогов, налоговых ставок, налоговых режимов.

В приоритетах Правительства Российской Федерации в налоговой сфере продекларировано совершенствование налогового администрирования, выработка оптимальной модели взаимодействия налоговых органов с малым бизнесом.

Развитие малого бизнеса является важней составляющей экономики государства. Основными представителями малого бизнеса в России являются индивидуальные предприниматели, которые сегодня сталкиваются с многочисленными проблемами на пути становления и развития своего дела.

Цель исследования выявить некоторые проблемы налогового регулирования предпринимательской деятельности и те меры, в налогообложении предпринимательства, которые способны стимулировать предпринимательскую активность.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя путями: налогообложением предпринимательской деятельности и контролем правильности налогообложения предпринимательской деятельности. Особенностью налогообложения предпринимательской деятельности является то, что регулирование определяется на законодательном уровне.

Контроль правильности налогообложения предпринимательской деятельности лежит полностью на исполнительных органах власти.

В НК РФ установлены основные принципы функционирования налоговой системы РФ, определены права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, установлена ответственность за налоговые правонарушения, а также предусмотрена процедура контроля правильности налогообложения предпринимательской деятельности.

Одним из важных моментов, относящихся к налогообложению как средству налогового регулирования предпринимательской деятельности, является точное определение элементов налога. Разнообразие форм, методов ведения предпринимательской деятельности приводит к появлению большого количества отличающихся друг от друга наборов элементов налога. Для удобства использования и четкой определенности того, какие наборы элементов

налога и в каком случае применять, НК РФ введен правовой институт -специальные налоговые режимы. Налогообложение и контроль позволяют обеспечить полное функционирование системы налогового регулирования предпринимательской деятельности.

С начала 2013 года по всей стране наблюдалось массовое закрытие индивидуальных предприятий. Одной из главных проблем индивидуальных предпринимателей в России стало резкое повышение страховых взносов, а также увеличение фискальной и административной нагрузки.

Для многих законопослушных предпринимателей такие налоги оказались несоизмеримо высокими и они были вынуждены уйти из бизнеса. Предприниматели оказались в ситуации необходимости вести полноценный бухгалтерский учет вместо существующих ранее упрощенных схем. Для ИП разрешено не вести бухучет.

Увеличение количества отчетности повлекло за собой рост числа контролирующих и проверяющих органов и, таким образом, еще большую финансовую нагрузку на малый бизнес. С конца 2012г. и первой половины 2013 г.

прошло массовое закрытие ИП, связанное с увеличением в 2,3 раза ставки страхового взноса в ПФР с начала 2013 года (с 14 386 рублей до 32 479 рублей) (см. табл. 1).

Таблица 1 – Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по РФ и по Пермскому краю (тыс.чел.) [5]

2008 2009 20101) 2011 2012 2013

РФ в целом 2742,0 2663,9 1914,3 2505,1 2599,3 2499,0

Пермский край 58,9 53,9 29,5 45,9 51,5 46,6

Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей в 2013 г. составила 2,5 млн. В динамике за период с 2008-2013 гг. численность фактически действующих ИП сократилась на 9 %.

Из приведенных табличных данных очевидно, что численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по Пермскому краю с 2008г. к 2013г сократилась на 20% , что значительно больше, чем в целом по РФ.

Соответствующим образом сокращается и количество занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности (см. табл.2)

Таблица 2 – Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности по РФ и по Пермскому краю (тыс .чел.) [5]

2008 2009 2010 2011 2012 2013

РФ в целом 8314,0 6526,0 5350,1 5453,1 5644,2 5429,1

Пермский край 291,8 165,4 123,8 138,3 146,5 126,6

В 2013 г. в сфере индивидуального предпринимательства работало 5,4 млн. чел, включая самих индивидуальных предпринимателей, их наемных работников, партнеров. Это примерно треть (30%) от численности всех занятых в МСБ.

В динамике за период с 2008-2013 гг. численность занятых в сфере ИП сократилась более чем на треть (на 35%). По сравнению с 2008г. в 2013г.

количество занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в Пермском крае уменьшилось более чем в 2 раза.

В Таблице 3 приведены опубликованные данные ФНС по деятельности ИП.

Таблица 3 – Данные Федеральной налоговой службы по регистрации и официальному прекращению деятельности ИП за 2012-2013гг. [2]

В течение 2013 В течение 2012

Прекратило деятельность 965 089 (из них 557 704 до 01 мая 2013) 735 028 (из них 277 565 в течение октября-декабря 2012)

Зарегистрировалось в качестве ИП 472 087 578 436

В предыдущие периоды регистрировалось ежегодно 700-900 тыс. ИП и около 400-600 тыс. ИП официально прекращало деятельность. Средний ежегодный прирост был около 200-300 тыс. ИП. 2013 год впервые показал отрицательную динамику в 106 349 ИП. [2]

На 1 июля 2013 года по сравнению с 1 июля 2012 года число учтённых в Статистическом регистре по Пермскому краю хозяйствующих субъектов всех видов деятельности (организаций, их представительств, филиалов и других обособленных подразделений) уменьшилось на 272 единицы (на 0,4%) и составило 76118 единиц.

Число индивидуальных предпринимателей, учтённых в Статистическом регистре по Пермскому краю на 1 июля 2013 года, составило 73292, из них 1474 главы крестьянских фермерских хозяйств, 265 адвокатов, 142 нотариуса. По сравнению с 1 июля 2012 года число индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 14,3%, по сравнению с 1 января 2013 года – на 13,3%. [7]

Состояние и проблемы предпринимательского сектора обсуждаются в правительстве, в Госдуме, на крупных экономических форумах. Председатель Правительства РФ не раз отмечал необходимость качественного улучшения предпринимательского климата в стране.

В странах Евросоюза вклад малого бизнеса в ВВП составляет порядка 50% ВВП, такая же доля малого бизнеса в общей занятости. В России же, по оценкам, вклад малого бизнеса в ВВП составляет около 20%, а вклад в общую занятость – порядка 25%.

Чтобы переломить эту ситуацию, правительство намерено продолжить финансирование программ поддержки малого предпринимательства [2].

В целях налогового стимулирования и активизации субъектов малого предпринимательства, ИП в частности, в России функционируют специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСНО); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД, носит добровольный характер с 2013 года); система налогообложения в виде единого

сельскохозяйственного налога (ЕСХН); патентная система налогообложения (ПСН), с 2013 года [4]. Налоговая нагрузка индивидуальных предпринимателей при применении специальных режимов меньше, чем при общей системе налогообложения.

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей стабилизировалось после принятия закона о сокращении в два размера страховых взносов для тех ИП, чей доход не превысил в отчётном году 300 тысяч рублей. Соответствующий закон начал действовать с наступлением 2014 года. Учитывая сокращение предпринимателей Правительством было выдвинуть предложение о создании фонда поддержки предпринимательства.

С 2015 года для ИП, впервые регистрирующихся в качестве предпринимателей и перешедших на УСН, законами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые каникулы сроком до 2-х лет.

Режим двухлетних “налоговых каникул” установлен до 2020 года для предпринимателей, зарегистрировавших бизнес после 1 января 2015 года. (для предпринимателей, которые осуществляют деятельность в производственной, научной или социальной сферах деятельности).

Субъекты вправе установить ограничения на применение льготных налоговых ставок, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей и средней численности работников [6]. Эта мера, конечно, стимулирует развитие предпринимательства.

Но, одновременно с такой очевидно благоприятной для бизнеса мерой, приняты и другие законодательные изменения, не столь однозначные.

С 2015 года индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, ЕНВД, ПСН, уплачивают налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом (не освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, как это было ранее) [3].

Российские законодатели увеличили сумму минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 2015 год с 5 554 до 5 965 рублей. Сумма платежей в Пенсионный Фонд (ПФР) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) зависит от МРОТ, то и они увеличиваются – с 20 727,53 руб. до 22 261,38 руб., т.е. на 1 533,85 руб. Из них: 18 610,8 руб. – в ПФ; 3 650,58 руб. – в ФОМС.

С 2015 года в Налоговый кодекс РФ введена новая глава 33 «Торговый сбор». Данный сбор носит обязательный характер для всех предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью, кроме тех, кто применяет ПСН.

Уплата торгового сбора отменяет (заменяет) уплату ЕНВД, так как в регионах, где будет введен торговый сбор, ЕНВД по торговой деятельности не применяется [4]. Последствия приведенных законодательных изменений трудно оценить сегодня, очевидно, что это активизирует предпринимательскую деятельность.

Предположительно можно говорить о том, что необходимость минимизации налоговых платежей заставит предпринимателей разукрупнять бизнес. Количество малых предприятий и ИП вырастет.

Налоговое регулирование как комплекс мер экономического и административного воздействия на предпринимательскую деятельность направлено на формирование доходов бюджета, на максимизацию налоговых поступлений.

На заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса в апреле 2015 г. Президент РФ В.В.

Путин отметил, что ключевым условием повышения устойчивости российской экономики и решения проблем занятости населения является обеспечение значительного роста доли малого и среднего бизнеса (далее – МСБ) в экономике страны и создание новых рабочих мест в этом секторе [1].

В условиях постоянного реформирования системы налогообложения, ужесточения налогового администрирования, важнейшим фактором успешного ведения бизнеса является четкое налоговое сопровождение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Только своевременная оценка величины

налоговых обязательств и налоговых рисков способна обеспечить стабильность финансового положения в любой сфере предпринимательской деятельности. Оперативный учет законодательных изменений, выбор оптимального налогового режима расширяют возможности предпринимательской деятельности.

Библиографический список

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-regulirovanie-predprinimatelskoy-aktivnosti

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

МИНОБРНАУКИ

ФГБОУ ВПО «Восточно – Сибирский государственный университет

технологии и управления» МРИПК при ВСГТУ

Кафедра: «Экономика, организация и управление производством»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Налоговое регулирование предпринимательской деятельности»

Выполнил: студент(ка) гр.ГЭС-11

Киселева В.В

Проверил(а): Дондукова Г.Ч.

г. Улан–Удэ 2012

Введение……………………………………………………………………

  1. Глава. Государственное регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации                                         

1.1 Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.2 Понятия и методы налогового регулирования предпринимательской деятельности    

1.3 Характеристика ЕНВД

  1. Глава. Оценка применения ЕНВД

2.1 Характеристика ИП Ефимов П.К

2.2 Анализ использования ЕНВД на примере (ИП Ефимова П.К)

2.3 Перспективы совершенствования налогового регулирования предпринимательской деятельности                        

Заключение                                                                                               

Список использованных источников и литературы                                

ВВЕДЕНИЕ

Характерной особенностью проводимой административной реформы в Российской Федерации является законодательно закрепленная тенденция возрастания роли финансового, в том числе налогового регулирования предпринимательской деятельности. Экономические преобразования рыночного типа приводят к необходимости постоянного совершенствования системы налогового регулирования, приведения ее в соответствие с новыми функциями государства в сфере предпринимательства.

Об этом свидетельствует тот факт, что если ранее налоговое регулирование предпринимательской деятельности являлось только государственным полномочием, то сегодня это и полномочие органов местного самоуправления. Государство придает важное значение развитию налогового регулирования предпринимательской деятельности.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций,  независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и  организационно-правовой формы.

При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный  доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение  ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций.

За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях рыночной экономики проблема развития предпринимательской деятельности, совершенствования предпринимательского законодательства, налогового и бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки.

В связи с этим особенно актуальной становиться необходимость в комплексном рассмотрении предпринимательской деятельности с позиций воздействия государственного налогового-правового регулирования на функционирование субъектов предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование является важнейшим видом экономического регулирования в условиях свободного рынка.

В противовес административным методам регулирования, эффективные экономические, в частности, налоговые методы регулирования, не сковывают, а поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом оптимизации производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, укрупнения масштабов и автоматизации производства. Тем самым формируют благоприятный инвестиционный климат, обеспечивают оптимальное налоговое бремя и формируют экономическую культуру предпринимательства.

В настоящее время в условиях развития рыночной экономики государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги и налоговая система являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства.

Ключевые слова: налогообложение, индивидуальная предпринимательская деятельность, общий режим налогообложения, упрощенная система налогообложения, ЕНВД, налоги и сборы.

Цель работы – изучение российского законодательства в области налогообложения индивидуальных предпринимателей, анализ налогообложения конкретного индивидуального предпринимателя, выявление проблем и спорных вопросов в налогообложении индивидуальных предпринимателей.

Предметом исследования является процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Объект исследования – ИП Ефимов П.К.

  1. Глава . Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.1 Понятие, признаки и виды предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др.

Предпринимательство – это, прежде всего, вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий.

Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), направленных к единой цели. Как писал А.Н.

Леонтьев, «деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».

Предпринимательство многообразно и состоит из различных действий, операций и поступков.

Основная цель предпринимательской деятельности (активности) – производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль.

В конечном итоге – это получение прибыли (предпринимательского дохода). Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе.

Субъекты предпринимательской деятельности преследуют одновременно несколько основных целей. Наряду с извлечением прибыли для них принципиальное значение приобретает также вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляется производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Операции являются элементами более высоких уровней поведения (например, управление производством). В реальной жизни существует тесная связь и взаимообусловленность между различными элементами человеческой деятельности. Так, одно и то же действие может входить в качестве элемента в разные операции.

И наоборот, одна и та же операция может быть совершена разными действиями.

В экономической науке не существует общепринятого определения предпринимательства. Ученые-экономисты выделяют такие основные признаки предпринимательской деятельности, как предприимчивость, самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, их активность. Некоторые исследователи указывают на поиск в качестве характерного свойства предпринимательства.

Предпринимательство – особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Главное место здесь принадлежит личности предпринимателя. Его должны отличать особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, творческий характер труда.

1.2 Налогового регулирования предпринимательской деятельности

Налоговое регулирование – меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов – сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством.

Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную “казну” с целью их дальнейшего распределения на нужды государства.

Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах:

1. отсрочка налогового платежа;

2. инвестиционный налоговый кредит;

3. налоговые каникулы;

4. налоговая амнистия;

5. налоговые вычеты;

6. выбор и установление налоговых ставок;

7. международные договоры об избежание двойного налогообложения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований.

К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые каникулы – предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.

Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам  права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

 Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.

 Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.

 Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период когда проводится налоговая амнистия.

 Легализация собственности за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц.

Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Источник: https://www.referat911.ru/Nalogi/nalogovoe-regulirovanie-predprinimatelskoj-deyatelnosti/245823-2507293-place1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.