Нарушение авторских прав в сми

Что нужно знать СМИ об авторском праве?

Нарушение авторских прав в сми

​Законодательство предусматривает следующие ситуации:

Случай №1: согласие автора не требуется при использовании изображений объектов искусства, находящихся в открытых для свободного посещения местах (парки, выставки, музеи, кафе и т.п.). Однако фотография внутри фотографии не должна являться основным объектом использования или использоваться в коммерческих целях. Например, в репортаже с фотовыставки нельзя использовать крупные снимки одной фотографии.

Случай №2: допускается перепечатка статей по текущим экономическим, политическим, социальным или религиозным вопросам либо иных произведений такого же характера – если перепечатка специально не запрещена автором: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем» (пп. 3, п.1, ст. 1274 ГК РФ).

Изначально эта норма касалась только печатных статей, но Суд по интеллектуальным правам (СИП) постановил, что правило распространяется и на фотографии: «Изложенная норма права не ограничивается лишь свободным использованием статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, но и предусматривает свободное использование доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера. При этом согласно изложенным выше нормам права произведение может относиться к областям науки, литературы и искусства независимо от его достоинства и назначения, а также способа выражения. То есть статья, иное текстовое произведение, фотография и так далее, являются способом выражения произведения. С учетом изложенного фотографические изображения соответствующей тематики (характера) также могут быть свободно использованы по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ» (Постановление СИП от 7 сентября 2016 г. по делу N А60-54898/2015). Поводом для разъяснения СИП стал судебный процесс блогера Ильи Варламова против интернет-портала 66.ru. Портал опубликовал ряд фотографий, изначально размещенных на странице блогера. В суде СМИ настаивало, что авторство Варламова и источник указаны, а публикация является перепечаткой снимков, касающихся важных текущих событий. В рамках кассации дело дошло до СИП. Разъяснив норму закона, СИП вернул дело в суд первой инстанции, который учел постановление, но пришел к выводу, что характер использованных фотографий не касается текущих экономических, политических, социальных вопросов. Поэтому юристы рекомендуют строго соблюдать все указанные в законе условия при перепечатке фотографий (например, репортажей).

Случай №3: цитирование. В оригинале нормы (пп.1, п.1, ст. 1274 ГК РФ) речь идет о цитировании «правомерно обнародованных произведений , включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати». Суд по интеллектуальным правам уточнил, что норма в том числе подразумевает цитирование фотографий. Так СИП прокомментировал судебный процесс блогера Ильи Варламова против портала Архи.ру, опубликовавшего несколько фотографий из блога: «Фактически спор в данном деле сводился к оспариваемому истцом утверждению ответчика, согласно которому спорные фотографии были использованы в информационных целях в порядке цитирования фоторепортажей истца, размещенных им в своем блоге, что является допустимым случаем свободного использования произведений» (Постановление СИП от 15 сентября 2016 г. по делу N А40-142345/2015).

Верховный суд также разрешил цитирование фотографий в Интернете без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с указанием имени автора и источника заимствования (Определение ВС РФ №305-ЭС16-18302 от 25 апреля 2017 года): «Любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения при наличии четырех условий: использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях; с обязательным указанием автора; источника заимствования и в объеме, оправданном целью цитирования».

Юристы отмечают, что судебная практика в отношении цитирования фотографий пока не устоялась, и не рекомендуют ссылаться на эту норму: пока российские суды склонны расценивать заимствованные фотографии как иллюстрацию, а не цитату.

Источник: https://anri.org.ru/2018/03/25/chto-nuzhno-znat-smi-ob-avtorskom-prave-3/

Правовое регулирование в сфере авторских прав сетевых СМИ

Нарушение авторских прав в сми

Злобина, Н. Н. Правовое регулирование в сфере авторских прав сетевых СМИ / Н. Н. Злобина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 5 (12). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/137/4374/ (дата обращения: 08.03.2021).



За последнее два десятка лет средства массовой информации получили интенсивное развитие на территории Российской Федерации.

В большей степени это обусловлено популяризацией среди населения Всемирной сети интернет и, как следствие, — появления информационных цифровых СМИ.

Благодаря специфике деятельности электронных медиа, уже происходят изменения существующих понятий, категорий информации, методов и способов реализации творческого потенциала журналистов и развития журналистики в целом.

Основным документом, закрепляющим свободу массовой информации, а также свободу мысли и слова граждан является Конституция РФ, принятая референдумом 12 декабря 1991 года в части статьи 29.

Вторым в иерархии правовой базы, регламентирующим деятельность российских СМИ, является Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» N 2124–1 от 27 декабря 1991 года.

Принятый почти 28 лет назад, он по-прежнему является «библией» российских журналистов, так как своей целостностью провозглашает свободу и независимость средств массовой информации, утверждает права и обязанности журналистов, их ответственность за нарушение законодательства, а также регламентирует деятельность СМИ, их распространение и порядок взаимодействия с гражданами, организациями и многие другие аспекты деятельности.

Как уже отмечалось выше, за последние годы широкое распространение и популяризацию получили СМИ нового типа — так называемая интернет-журналистика, которая активно теснит традиционные виды средств массовой информации, благодаря своей оперативности, доступности и качеству разработки информации. Гипертекстовые и мультимедийные возможности электронных СМИ привлекают читателей, число которых стремительно растёт. Продуктом деятельности цифровых СМИ также является информация в различном её виде, как продукт творческой интеллектуальной деятельности интернет-журналистов.

Если в целом говорить о «продукте» массовой информации — под это определение попадают информационные материалы любой формы периодического распространения: текстовые, фото- и видеоматериалы, теле- и радиопередачи и др. Поэтому понятие продукта средств массовой информации тесно сопряжено с таким понятием, как «интеллектуальная собственность».

Гражданский кодекс Российской Федерации в части 4-ой выделяет интеллектуальную собственность в качестве отдельного объекта гражданских прав.

Согласно статье 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности, другими словами — интеллектуальной собственностью являются: произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (в том числе вещание организаций эфирного или кабельного вещания) и ряд других средств индивидуализации. Равно как и в традиционных видах СМИ (теле-, радио-, печати), так и на порталах интернет-медиа, информационные материалы рассматриваются в качестве объектов авторских прав. Все эти продукты творческой деятельности охраняемы Законом, хотя на современном этапе развития массмедиа бывает сложно определить категориальность продукта СМИ, особенно касаемо продукта цифровых медиа. К примеру: статья, посвящённая проблемам медицинских исследований, по своему содержанию, должна быть отнесена к произведениям науки, хотя по форме может принадлежать к публицистике, поскольку выражена в доступной упрощённой форме, рассчитанной на массового читателя или даже интервью, поскольку, изложение возможно в формате вопрос-ответ от журналиста к компетентному специалисту.

Преимущества электронных СМИ перед «традиционными» в том, что они полностью учитывают информационную потребность современного общества, имея характерную черту, — «оперативность». Хотя именно здесь и кроется так называемая дилемма. Т. е.

с одной стороны мы имеем существенное временное превосходство электронных СМИ по способу доведения информации до пользователей, в том числе и экстренного, предупреждающего характера (о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, хода проведения работ по их ликвидации, рисков возникновения эпидемий и мерах их предупреждения и прочей оперативной информации). С другой — именно представители сегмента сетевых СМИ бывают часто уличены в использовании продукта интеллектуальной деятельности, а в частности прилагаемых иллюстраций (фотографий, предметов цифровой живописи, видеофайлов и других объектов авторского права), текстовой информации без согласия на то правообладателя. Но и они же (интернет-журналисты), как правообладатели собственных продуктов интеллектуальной деятельности, остаются наиболее уязвимы перед сетевыми «грабителями», в связи с тем, что в настоящее время практически не представляется возможным отследить дальнейшую «судьбу» продукта творческой деятельности, опубликованной в сети интернет для всеобщего доступа.

Говоря о защите авторского права, следует обратиться к самому понятию, которое нам разъясняет ГК РФ в части пунктов 1 и 3 статьи 1228: «автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора».

Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом в соответствии пункта 3 статьи 1228 ГК РФ.

Когда речь идёт о защите авторских прав, то понимать следует защиту не только самого автора, но и его правопреемников. Так как права авторов могут нарушаться как при их жизни, так и после смерти, а сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.

За нарушение авторских прав наступает гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, такая ответственность предусмотрена статьёй 146 (о нарушении авторских и смежных прав) Уголовного кодекса РФ, статьёй 7.12 (о нарушении авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) КоАП РФ.

В вышеуказанной статье Уголовного кодекса присвоение авторского права имеет название: «плагиат».

В случае если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, данным правовым актом предусмотрен штраф в крупном размере, либо обязательные или исправительные работы, в некоторых случаях — арест.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административные штрафы с минимальной суммой от 30 тысяч рублей.

Статья 1301 (об ответственности за нарушение исключительного права на произведение) ГК РФ устанавливает ответственность за нарушение исключительного права на произведение.

Согласно указанной статье автор или иной правообладатель, наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных гражданским законодательством, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Размер компенсации определяется по усмотрению суда или соизмеряется в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Помимо этого, статья 25 (о порядке распространения продукции средства массовой информации) Закона РФ «О средствах массовой информации» закрепляет, что в случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции СМИ может быть прекращено по решению суда.

К слову, не смотря на сложность доказуемости установления авторского права, в судебной практике Арбитражных судов различных субъектов Российской Федерации имеются дела о взысканиях компенсаций за нарушение исключительных прав на продукт интеллектуальной деятельности, размещённые на информационных порталах без согласия на то правообладателя в пользу истца (т.

е. в пользу правообладателя). Согласно картотеке Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подобные иски рассматривались в Арбитражных судах по Волгоградской области, Республики Саха и Татарстан, Московской, Саратовской, Владимирской и других областей Российской Федерации. Во большинстве случаев в качестве ответчиков выступали представители цифровых СМИ.

Таким образом, следует отметить, что гражданское законодательство в области защиты авторских прав на интеллектуальную собственность работает в полном объёме. Хотя, как показывает практика, отследить использование в сети интернет продукта творческой деятельности достаточно сложно.

По объективным причинам ясно, что цифровыми СМИ зачастую используются продукты интеллектуальной собственности без согласования с автором в рамках установленного законодательства.

Как обосновывают сами интернет-журналисты, этому способствует характер их деятельности, направленный на опережение выдачи информации, высокую конкуренцию среди интернет-медиа и увеличению рейтинга просмотра среди читателей. Но, как показывает практика, подобная жизненно обусловленная позиция для сетевых СМИ резко расходится с требованиями законодательства.

В подобного рода спорах ответчик проигрывает дважды, потому как именно он, а не истец обязан будет доказать исполнение требований законодательства об авторском праве и смежных правах при использовании произведений или объектов смежных прав, а результатом подобного спора вероятнее всего окажется проигрыш.

Литература:

  1. Малько А. В., Юридический энциклопедический словарь / под ред. Малько А. В. — М.: Проспект, 2016. — 1136 с.

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/137/4374/

Как избежать штрафа за нарушение авторских прав в соцсетях

Нарушение авторских прав в сми

Карен Мирзоян, эксперт в области авторского права и сооснователь сервиса депонирования авторских прав «Банк Авторских Прав», специально для блога Нетологии написал статью о том, как вести соцсети, не нарушая авторских прав.

Одним текстом заинтересовать аудиторию в соцсетях очень сложно. Обязательно нужна иллюстрация для поста, а ещё лучше — несколько фото, мемы или даже видео. Но откуда брать такой контент легально, ведь за нарушение авторских прав может грозить штраф или даже уголовное преследование? В статье расскажу про особенности использования авторских прав в соцсетях.

У любого произведения есть автор и владелец прав. Это может быть один человек, коллектив или компания.

Использовать чужой контент без разрешения владельца прав нельзя.

Один из самых громких случаев наказания за нарушение авторских прав — история с фотографиями блогеров и издательским домом «Аргументы и факты». СМИ иллюстрировали свои материалы чужим контентом и в итоге потеряли больше 2 млн рублей по решению суда.

pravo.ru — Скриншот новости о судебном решении против АиФ

Суд, исследуя факты нарушения вины, будет обращать внимания на два момента:

  • использовалось ли произведение — так доказывается сам факт нарушения;
  • если да, то есть ли согласие правообладателя.

Все остальное, например, наличие коммерческой выгоды — это дополнительные аргументы. Поэтому, публикуя на своих страницах чужой контент, всегда задавайте себе главный вопрос: «Дал ли автор разрешение на использование своего произведения?». Если не можете ответить с уверенностью, что «Да», лучше воздержитесь от публикации.

Нарушая авторские права, вы подвергаете себя нескольким опасностям сразу.

  1. Продавать и тиражировать чужой контент — пиратство. Например, печатать диски с фильмами и продавать их в ларьках.
  2. Скопировать чужой контент полностью и разместить на своей площадке без указания источника — нарушение авторских прав. Например, создать сайт и публиковать на нём фотографии с других сайтов. С оговоркой: если сайт СМИ и вы цитируете чужой контент с указанием источника, то можно. Подробнее о цитировании ниже.
  3. Выдаёте чужой контент за свой — плагиат. Например, публиковать фотографии и указывать, что вы их автор.

Существует две опасности, связанные с использованием чужого контента.

  1. Вами могут заинтересоваться правоохранительные органы — это угроза штрафа или реального срока. Регулируется статьёй 146 УК РФ или статьёй 7.12 КоАП РФ.
  2. Правообладатель может подать на вас в суд и взыскать деньги за использование контента плюс моральный ущерб. Ориентироваться нужно на статьи 1260 и 1270 ГК РФ.

Вывод: использовать и перерабатывать чужой контент без разрешения владельца прав на него — нельзя.

В законодательстве есть термин «цитирование», который регулируется статьёй 1274 ГК РФ. Вы можете использовать часть чужого произведения в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях.

Если возникнет конфликт, то суд будет устанавливать, какие цели вы преследовали, цитируя чужой контент. Прикрыться информационной целью вряд ли получится, если ваш аккаунт наполнен товарами, услугами и ценами на них. Объем цитирования должен быть «оправдан вашими целями». Точной цифры в законе нет.

Просто разместить на своей странице чужое видео даже со ссылкой на автора — это не цитирование.
consultant.ru — скриншот статьи 1274 ГК РФ

Например, вы сделали скриншот и с помощью него иллюстрируете собственный контент. Как в примере ниже — мы сделали скриншот видео, размещённого на нашем сайте и указали его адрес. Если на странице будет отдельно указан правообладатель — стоит написать и про него.

Создавайте свои иллюстрации, делайте скриншоты, встраивайте их в собственные посты и статьи так, чтобы они были частью контента.

bankprav.ru — скриншот-иллюстрация для примера цитирования

Есть ещё способы использовать чужой контент без проблем. Например, создавать карикатуры. Будьте аккуратны, можно получить иск о защите чести и достоинства.

Запрета на создание производных произведений по мотивам нет — фанатское творчество ничего не нарушает, если появляется в результате творчества автора и с нуля, а не является простой переработкой.

Например, изменить имена в истории про Гарри Поттера и выдать книги за свои — это нарушение. Создать новую историю о приключениях Поттера — это фанатское творчество.

Будьте аккуратнее с использованием фирменного стиля и логотипов — они могут быть защищены.

Лицензия — это специальное разрешение на использование произведения, которое устанавливает правообладатель. Фактически это выглядит так: например, фотография публикуется, рядом с ней пишется вид лицензии. Есть несколько общепринятых шаблонов.

Creative Commons. Есть несколько подвидов с особыми требованиями, обозначаемые аббревиатурой.

  • СС — особых условий нет, можно пользоваться бесплатно;
  • NC — только некоммерческие цели;
  • BY — использовать можно с указанием автора и ссылкой на источник;
  • ND — нельзя изменять и модифицировать, только в оригинальном виде;
  • SA — можно изменять и создавать производные, которые дальше будут распространяться на условиях оригинального произведения;
  • SP — можно использовать фрагментарно (актуально для музыки);
  • Non-SP — аналог SP, но только для некоммерческого использования.

Аббревиатур может быть несколько — тогда придётся соблюдать требований каждого типа.

Public Domain — произведения, переданные в общественное достояние. Обычно такая лицензия ставится на продукт через 70 лет после смерти владельца прав. Нужно указать автора.

СС0 — это разновидность лицензии Creative Commons, в которой автор самостоятельно отказывается от всех прав и продукт становится общедоступным.

Авторов никто не обязывает ставить тип лицензии на свой продукт. Если вы хотите использовать фотографию или видео чужого авторства и рядом с публикацией нет указания на тип лицензии — свяжитесь с автором и получите разрешение. Делайте это в письменном виде.

Читать также

Особенности создания публикаций для разных социальных сетей

  • Освойте одну из самых востребованных digital-профессий
  • Отработайте навыки на проекте от реального заказчика
  • Составьте стратегию продвижения проекта в соцсетяхи добавьте её к себе в портфолио

Проблемы с фотографиями могут возникнуть не только из-за нарушения авторских прав. Изображение человека охраняется по закону, и гражданин может разрешить или запретить использование своего изображения.

Если вы приобрели снимок в крупном фотобанке, например, Depositphotos или Shutterstock, то проблем с людьми быть не должно — разрешение на использования их изображения люди на снимках дали фотографу, через особый документ, «модельный релиз». Но все равно внимательно читайте условия использования в правилах фотобанков, судебные разбирательства бывают и у покупателей этих стоков.

Разрешение от моделей не нужно, в общественном месте со свободным доступом или на публичном мероприятии, и человек не является основным объектом на таком фото.

Но даже в таком случае взять разрешение автора фотографии все же нужно.

Если вы создаёте коллаж из нескольких фотографий, то необходимо получить разрешение от всех авторов или использовать снимки с установленным типом лицензии СС0 или CC. В ином случае вы нарушите сразу несколько статьёй ГК РФ.

Яркий пример — Советский районный суд Ростова-на-Дону признал ООО «Престиж-Сервис» в использовании чужих фотографий через создание коллажа и размещение его на сайте. Итог — судебное решение о выплате владельцу фотографий более 80 тысяч рублей.

rospravosudie.ru — судебная практика по нарушению авторских прав в сфере использования коллажей

Использование видео или музыкальных произведений регулируется теми же правилами, что и в случае с текстовым контентом — нужно разрешение автора.

Если вы хотите поделиться видео с помощью встраивания ролика с в свою статью — никаких проблем не будет. Скачаете видео и зальёте на свой хостинг — все зависит от типа лицензии, установленного на это видео.

Есть «лайфхак» — вы можете использовать «цитирование видео» так же, как и в случае с текстом. Например, вырезать из оригинала несколько секунд и снять собственный ролик, в котором озвучить комментарии и собственную оценку «исходника». Важна цель использования — не публикуйте такие ролики на коммерческих страницах и не продавайте в самом видео свои товары и услуги.

С музыкой ситуация аналогичная.

Будьте аккуратнее с использованием логотипов компаний и их фирменных стилей.

Создание изображений, с использованием фирменного стиля другой компании, и их публикация также может привести к судебному разбирательству. Закон разрешает использовать слово из товарного знака в статьях с описательной и информационной целями.

Если вы столкнётесь с зарегистрированным товарным знаком, и речь о логотипе, то статья 1274 ГК РФ разрешает его использование только для цитирования и с определённой целью — в нашем случае, с критической или информационной целью.

Точного определения целей нет, степень нарушения будет решать суд.

Для поиска бесплатных изображений есть несколько способов:

  • сервис images.google.ru с указанием нужного типа лицензии в форме «Настройки» → «Расширенный поиск»;
  • бесплатные фотобанки;
  • договорённости с автором фотографий напрямую.

Поиск картинок через google.com

можно взять:

  • на фотостоках и специальных хостингах, внимательно прочитав условия использования;
  • На , найдя ролики с лицензией СС.

Но идеальным вариантов будет создание собственного контента — фотографируйте, снимайте видео, делайте скриншоты.

Начав создавать собственный авторский контент, вы столкнётесь с его копированием. Просьбы удалить с чужих сайтов ваши произведения приведут в лучшем случае к удалению по обоюдному согласию, в худшем — к банальному хамству со стороны недобросовестных владельцев площадок.

Защищать свои права в суде сложно — недостаточно просто сказать, что контент ваш, придётся представить доказательства. Например, заверенное право у нотариуса — это затратно и требует времени. Как вариант — использовать онлайн-депонирование авторских прав через специальные сервисы.

Использовать чужой контент можно бесплатно, если:

  • разрешение на использование оговорено с автором (письменно);
  • есть лицензия нужного типа;
  • произведение является общественным достоянием;
  • контент используется в рамках цитирования или как объект обсуждения.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Источник: https://netology.ru/blog/avtorskie-prava-v-socsetyakh

Шесть типичных случаев нарушения авторского права в СМИ и как их избежать

Нарушение авторских прав в сми

Александр Жук считает, что базовые знания по авторскому праву необходимы и журналисту-штатнику, и фрилансеру: на этапе подготовки материала они помогут не нарушить права других авторов, а если текст опубликован, то позволят убедиться, что права самого журналиста не нарушаются.

Сергей Зикрацкий отметил: «Где два юриста, там три мнения», поэтому следует понимать, что по некоторым вопросам не будет однозначного толкавания Закона об авторском праве. Александр Жук говорит, что поспорил бы даже с некоторыми тезисами из собственных статей трехлетней давности, опубликованными на сайте БАЖ, хотя по-прежнему рекомендует их прочитать.

Впрочем, в случаях, когда законодательная база не дает однозначных ответов, не стоит забывать о журналистской этике.

Так какие же типичные нарушения авторского права допускают белорусские СМИ и что с этим делать?

Неправильно подписанные фотографии

Частая практика – использование в одном интернет- или печатной статье иллюстраций из различных источников и перечень авторов в конце текста.

По мнению Сергея Зикрацкого это является нарушением авторского права. Авторство и / или источник, откуда взято изображение, должны быть указаны у каждой иллюстрации, чтобы читатель точно знал, где чья фотография.

Более того, даже если использовано фото только одного автора или из одного источника, лучше, чтобы это было также отражено около каждого изображения, хотя такой подход может казаться избыточный.

В то же время руководитель Центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности Алексей Бичурин трактует такие случаи по-другому: хорошо было бы, если бы так подписывали, но практика сложилась несовершенная, и на случай возникновения судебного спора мы не можем апеллировать к Закону об авторском праве: там указано, что автор имеет право на имя, но не указано, каким же точно образом это право должно реализовываться. Поэтому мы имеем дело с тем самым случаем, где следует руководствоваться журналистской этикой и интересами читателей, которые, наверное, хотели бы иметь точные сведения об авторстве снимков и источнике их происхождения.

Неправильное понимание метки «для некоммерческого использования»

Любое использование контента в СМИ считается коммерческим! Даже если статья – на социальную тематику и не имеет никаких признаков рекламы. В ходе семинара озвучивалось несколько кейсов. Например, СМИ имеет подписку на Flickr, за которую нужно платить ежемесячно.

Изображения с пометкой «для некоммерческого использования» оно в таком случае взять не может, или может только за дополнительную плату, в зависимости от того, как указано автором изображения. То же касается материалов, распространяемых по лицензиям Creative Commons, что включают такую метку.

О Creative Commons можно писать отдельно и много, здесь отметим, что бывает шесть видов лицензий, и только произведения, которые распространяются по трем из них, подходят для использования в СМИ.

Неправильное использование контента из социальных сетей

В условиях указано, что, помещая контент на его страницах, пользователь соглашается со свободным распространением его в пределах соцсети. Но только в пределах соцсети! Поэтому вставить на страницу СМИ код, который отсылает к посту в , можно, но взять контент без согласия автора и выставить на сайт СМИ — уже будет нарушением авторского права.

позволяет для каждого из размещаемых роликов выбрать лицензию, по которой контент распространяется. Стандартная лицензия действует примерно так же, как и правила . Можно выбрать одну из лицензий Creative Commons, и тогда уже СМИ должно убедиться, что правообладатель разрешает коммерческое использование ролика.

ontakte позволяет только некоммерческое использование находящегося там контента, то есть в СМИ его использовать без согласия автора нельзя.

Сергей Зикрацкий придерживается мнения, что если нет пометки о свободном пользовании, согласие автора стоит спрашивать, и предлагает следующую схему:

Определить условия пользования (размер награждения / безвозмездность);

Указать первоисточник информации (гиперссылкой или иным путем, определенным правообладателем);

Указать имя или псевдоним автора.

Эту схему можно использовать не только для контента из соцсетей.

Слишком большие цитаты из чужих произведений

Объем цитирования должен быть оправдан его целью. Конечно, это оценочная категория: что оправдано, а что нет. Поэтому, цитируя, следует задать себе два вопроса: 1) А не слишком ли много взято чужого материала? И 2) Можно ли было процитировать меньше? Если на оба вопроса журналист сам себе ответил “Нет”, то, пожалуй, необходимый объем цитирования не превышен.

Убеждение, что значок © и подпись “Все права защищены” и правда их защищает

После значка копирайта обычно обозначается правообладатель и год создания объекта охраны авторского права (например, “© Алена Лешкевич, 2017”). Но такие метки носят декларативный характер и в случае возникновения судебного спора журналисту придется доказывать свое авторство. Обычно доказательством обслуживают сведения о наиболее ранней дате публикации.

Подписи статей типа “Пресс-служба” или “Редакция”

Автором может считаться только физическое лицо. Организация (редакция) или индивидуальный предприниматель не могут быть авторами. Техническая помощь не ведет к возникновению соавторства. Авторство не определяется принадлежностью физического носителя, на котором зафиксирована информация.

Личные неимущественные авторские права неотчуждаемы, не могут быть переданы или проданы. Автор имеет право на имя, и в то же время может сам решить, хочет ли он опубликовать материал под собственным именем, под псевдонимом или анонимно.

Правда, по Бернской Конвенции 1886 года, которая является одним из самыз старых действующих международных правовых актов, новости и информационные заметки не охраняются авторским правом. Такая же норма отражена в Гражданском Кодексе России и Украины. В белорусском Законе об авторском праве это не прописано.

Если следовать такой логике, то нужно ли считать объектами авторского права пресс-релизы, которые также обычно выходят анонимно? А репортажи, которые обычно подписываются? Объект авторского права отличают такие признаки, как творчество (“создание чего-то нового, чего раньше не было”) и воплощение в какой-то объективной форме, которую можно воспринять хотя бы одним из органов чувств. Поэтому пространство для интерпретаций достаточно широкое.

Коллегам можно посоветовать в спорных случаях руководствоваться журналистской этикой и помнить, что за помощью можно обратиться к юристам ОО “БАЖ”.

Источник: https://baj.by/ru/analytics/shest-tipichnyh-sluchaev-narusheniya-avtorskogo-prava-v-smi-i-kak-ih-izbezhat

Авторское право в журналистике

Нарушение авторских прав в сми

Если журналист пишет свой оригинальный материал, он становится автором произведения, а публикация материала делает его обладателем авторских прав (это касается и журналистики). Согласно закону РФ, создатели обнародованных литературных, художественных и музыкальных произведений обладают авторским правом, которое они могут реализовать.

Авторы могут опубликовать свое произведение, и тогда никто не сможет им воспользоваться под своим именем. Но если такое произошло, создатель вправе обратиться к юристам, которые смогут доказать его авторство. Если вашу статью перепечатали без указания вашего имени, а вам это было крайне важно, вы можете оспорить действия плагиаторов.

Сервис R.TIGER предлагает заключить честный договор с юристом (или юридической компанией), который докажет ваши полномочия. Мы сотрудничаем только с высококвалифицированными специалистами, имеющими свидетельства и сертификаты.

Обращаясь к нам, вы экономите время на поиске юриста. Вы также экономите деньги, так как в заявке указываете сумму, которую можете потратить.

При этом оплата поступает специалисту только после выполнения им услуги. Сделка — совершенно безопасна.

С нами сотрудничают юристы самых разных профилей, досконально знающие законы Российской Федерации, в том числе и закон об авторских и смежных правах.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 8 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Авторские произведения в журналистике

Главное отличие авторского произведения (как в журналистике, так и в других направлениях искусства) — это оригинальность. Статья должна быть написана самим автором, не содержать скопированных из других статей предложений, за исключением цитат и цифр.

Журналист может оформить в интернете свои мысли, идеи, но подкрепить их цитатами другого автора, ученого, специалиста. Но произведение, написанное другим автором, журналист без разрешения этого автора вставлять в свою статью не может. Вместе с тем, являясь оригинальным автором, журналист реализует свои права, продавая свое произведение издательству.

Произведение должно быть неким образом материализовано — помещено на бумагу, электронный материальный носитель. Только в этом случае журналист имеет на статью особые полномочия.

В ЗоАП опубликован целый перечень носителей, среди которых аудиокассеты, диски, фотопленка (если автор — фотограф), рукописи, стенограммы и другие. Российский закон не требует от автора обязательного оформления авторства.

Другими словами, журналист, если хочет, подпишет своим именем статью, а не хочет — не подпишет.

Ранее полномочия авторов регулировались законом «Об авторских и смежных правах» от 7 июля 1993 года, но он утратил силу 31 декабря 2007 года. Теперь вопросы авторства (в том числе в журналистике) разъясняет 4 часть Гражданского кодекса РФ, а также вся глава 70 этого же кодекса.

В документе сказано, что автор произведения имеет исключительное право на него, а также на авторство, имя, неприкосновенность своего труда и на обнародование. Все это относится и к полномочиям в сфере журналистики. В законе также есть определение понятия «автор» — это лицо, создавшее произведение своим трудом и указанное на оригинале или экземпляре данного произведения.

Кому принадлежат авторские права

Как только журналист написал статью, подписался своим именем и дал ей материальную форму (поместил на флэшку, опубликовал в СМИ), он получает авторское право.

Оно, в свою очередь складывается из двух видов — имущественного и неимущественного. О первом мы уже говорили — это материальная форма, а неимущественное — это право на имя.

Его, кстати, автор может придумать, и тогда это будет псевдоним.

Журналист сам распоряжается судьбой своего произведения. Он может отдать его в публикацию или не разрешать ее. Он также может отозвать статью из публикации, если, например, передумал обнародовать информацию. Все эти полномочия будут принадлежать автору бессрочно, до тех пор, пока он жив или не решил подарить их другому человеку.

В России авторы находятся под защитой государства. После смерти создателя распоряжаться его правами могут наследники, а если их нет — государство. К неимущественным полномочиям можно отнести также использование своего произведения в любых формах и форматах.

Так, автор может поступать со своим творением, как захочет, и разрешать другим людям:

  • распространять — реализовывать, продавать;
  • публично читать или воспроизводить (если видео — публично показывать);
  • передавать в эфир — на радио, телевидение;
  • редактировать, корректировать, изменять по своему усмотрению;
  • переводить на другие языки.

Если он опубликовал свое творение в разных форматах, то вправе рассчитывать на гонорар за каждый вид и формат. Написав, например, книгу, автор заключает договор с издателем, где указывает, что авторство принадлежит ему.

Издательство, в свою очередь, может прописать права на тот формат (но не на текст!) книги, который вышел в свет. Согласно договору, автор получает гонорар за книгу, а издательство — свой процент. Часто это могут быть роялти, когда деньги поступают не сразу, а небольшими частями, в зависимости от реализации.

Форматы в журналистике: кому принадлежат права

Авторство может принадлежать не одному создателю, а нескольким — тогда это будет соавторство. Например, слова песни пишет поэт, а музыку — композитор. Они выступают в данном случае соавторами песни. Исполнителю же принадлежат только смежные полномочия.

Объектами авторского права не могут быть нормативные или официальные документы; законы, утвержденные в стране; государственные знаки и символы (например, флаг); денежные знаки. Любое изменение государственных символов уголовно наказуемо.

Авторские права в журналистике не всегда принадлежат журналисту. Например, новостное сообщение нельзя назвать оригинальным, а значит и принадлежащим одному человеку (статья 8 ЗоАП).

Но если на основе данного сообщения написана полноценная статья, то авторство принадлежит журналисту.

Что касается интервью, то здесь все полномочия принадлежат журналисту. Человек, у которого берут интервью, заранее знает, что будет отвечать на вопросы.

Он, конечно, может и не отвечать на них. Но если ответил, то журналист вправе записать и опубликовать информацию.

Однако есть такое понятие как этика в журналистике, когда автор отдает своему герою материал на согласование и только после этого публикует. Часто обе стороны имеют выгоду от интервью — журналист получает гонорар, а герой — распространение нужной информации о нем.

Программы телепередач, согласно закону, не относятся к понятиям интеллектуальной собственности в журналистике. Это, скорее, новостная информация, переданная посредством телевидения, но не оригинальные произведения, под которыми можно поставить конкретное имя. Но есть, конечно, и уникальные программы, когда в начале прямо пишется автор, чей творческий труд приложен к созданию этих передач.

Произведения журналистов, опубликованные в СМИ, могут перепечатывать другие средства массовой информации, не спрашивая об этом автора. Но под этими материалами они должны указать его имя. Это только в том случае, если автор в первоисточнике не запретил перепечатку.

Творческие люди бывают рассеянными и мало внимания уделяют оформлению сотрудничества. И тогда они могут стать жертвами мошенников.

Специалисты рекомендуют авторам в журналистике всегда заключать специальные договоры о сотрудничестве, тогда они без проблем докажут свое авторство. При заключении такого договора не забудьте показать его юристу.

Найти специалиста для этого вы также можете через наш сервис. Просто оставьте заявку и дождитесь отклика — и вы без особого труда получите защиту от возможных неприятностей.

Источники:

Авторское право (глава 70 ГК РФ)

Авторские права (ст. 1255 ГК РФ)

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/avtorskoe-pravo-v-jurnalistike/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.