Название произведения охраняться авторским правом может

Содержание

Что такое авторское право и как защищать его?

Название произведения охраняться авторским правом может
copylegal.ru

23 апреля отметили Всемирный день книги и авторского права (World Book and Copyright Day). Этот день был учреждён в 1995 году в Париже на Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО.

Цель учреждение дань уважения книгам и авторам, их незаменимому вкладу в социальный и культурный прогресс человечества.

К сожалению, в Таджикистане не всегда соблюдаются авторские права, но и заявителей о нарушении авторских прав очень мало.

Из недавних случаев можно отметить победу фоторепертёра Геннадия Ратушенко против Торгово-промышленной палаты Таджикистана.  

Мы собрали 10 распространённых вопросов и ответов на них об авторском праве и его защиты. 

Что такое авторское право и зачем оно автору?

Авторское право – это право на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторское право является гарантом того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание.

Какими правами обладает автор по закону?

Согласно закону, автор имеет: 1) исключительное право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащему закону способом;2) право авторства (право называться автором);3) право автора на имя;4) право на неприкосновенность произведения;5) право на обнародование произведения.

Никто без разрешения автора не может воспроизводить, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире, размещать в Интернете и т.д.

Автор по своему усмотрению может дать разрешение на различные виды использования своего произведения другим людям за определенную плату или безвозмездно.

Какие произведения являются объектами авторского права?

В соответствии со статьей 6 закона Республики Таджикистан «Об авторском праве и смежных правах» к объектам авторского права относятся:1) устные произведения (речи, лекций, доклады и т.п.).  2) литературные произведения (литературно-художественные, научные, учебные, публицистические и все виды программ для ЭВМ.

3) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения.4) хореографические произведения и пантомимы.5) музыкальные произведения с текстом или без текста.6) аудиовизуальные произведения.

7) произведения живописи, скульптуры, графики, декоративноприкладного искусства, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.8) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства.

9) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.10) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.

11) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства).12) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда.

13) части произведения (в том числе его название, персонажи и иные элементы), которые могут использоваться самостоятельно.

Производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

А какие произведения не являются объектами авторского права?

Согласно статье 7 закона Республики Таджикистан «Об авторском праве и смежных правах» не являются объектами авторского права:1)официальные документы (законы, судебные решения, другие тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;2)государственные символы и знаки (Флаг, Герб, Гимн, ордена, национальная валюта и другие государственные знаки);3) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;

4) произведения народного творчества.

В какой форме должны быть представлены произведения, чтобы на них распространялось авторское право?

Статья 5 закона Республики Таджикистан «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает, что произведения должны быть выражены в какой-либо объективной форме:1) письменно (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);2) устно (публичное произнесение, публичное исполнение и т.п.);3) звуко-или видеозапись (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.

п.);4) изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, или фотокадр и т.п.);5) объемно-пространственной форме (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.);6) в других формах, допускающих восприятие произведений.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Каков срок действия авторского права?

Согласно закону РТ «Об авторском праве и смежных правах», авторское право действует в течение всей жизни автора, переходит по наследству и действует в течение пятидесяти лет после смерти автора. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Автор вправе в установленном законном порядке указать лицо, на которое он возлагает полномочия по охране прав авторства, права на имя и право на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни авторов и пятьдесят лет после смерти автора, пережившего других соавторов.

Авторское право на произведение, впервые опубликованное в течение тридцати лет после смерти автора, действует в течение пятидесяти лет после правомерного опубликования произведения.

Что означает переход произведения в общественное достояние?

Срок действия исключительного авторского права на произведения ограничен (он истекает через 50 лет после смерти автора). По истечению этого срока произведение (обнародованное или не обнародованное) переходит в общественное достояние.

Автор, безусловно, остается автором, но пользоваться его произведением по истечению срока действия исключительного права может каждый желающий без согласия правопреемника автора и без платы за использование.

Но при этом присвоить себе авторство чужого произведения не имеет права никто и никогда, поскольку право «называться автором» неисключительное, его нельзя купить, продать, подарить, украсть.

Что такое плагиат?

Плагиатом считается присвоение всего или части чужого авторского материала как своего собственного и его распространение в качестве такового.

Термин применяют к текстовым материалам, музыкальным произведениям, фотографиям и другим формам интеллектуальной собственности.

Некоторых форм плагиата можно избежать путем указания источников, включая интернет-ресурсы, откуда взяты используемые материалы.

Что является нарушением авторских и смежных прав?

47 статья закона РТ «Об авторском праве и смежных правах» гласит, что нарушением авторского права и смежных прав являются:1) воспроизведение, распространение и иное использование объектов авторского права и смежных прав без разрешения правообладателя;2) распространение, изготовление, импорт в целях распространения устройств или предоставление услуг, которые позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских и смежных прав;3) устранение или изменение любой информации об управлении правами без разрешения правообладателя.

Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

Как защищаются авторские и смежные права в Таджикистане?  

Защита авторских и смежных прав осуществляется способами, определенными Гражданским кодексом Республики Таджикистан, а также посредством:1) взыскания дохода, полученного нарушителем в результате нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;2) выплаты компенсации в размере, определяемом судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода. Контрафактные экземпляры произведения или фонограммы передаются обладателю авторских и смежных прав по его требованию. Не востребованные обладателем авторских и смежных прав контрафактные экземпляры произведения и фонограммы подлежат уничтожению. Материалы и оборудование, используемые для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, подлежат уничтожению либо передаче в доход государству. Обладатели авторских и смежных прав могут обратиться за защитой своих прав в судебные органы в установленном законодательством порядке.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законом.  

Оставайтесь с нами в TelegramInstagram,Viber,Яндекс.ДзенOK и Google Новостях.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/newstj/chto-takoe-avtorskoe-pravo-i-kak-zasciscat-ego-5cbefa35aa025b00b47b7fdf

Список литературных сказок: особенности авторского творчества

Название произведения охраняться авторским правом может

С момента создания произведения. Как только Вы что-нибудь нацарапали на листке бумаги, можете себя поздравить, Вы — автор произведения.

Независимо от того, обнародованным ли стало произведение или просто лежит на столе, автор данного объекта интеллектуальной собственности наделяется рядом прав. При желании произведение можно обозначить значком копирайт (латинская буква «с» в окружности), но это лишь формальность.

Со значком или без оного, объект интеллектуальной собственности будет охраняться одинаково. Государственная регистрация прав на программу для ЭВМ также носит добровольный характер, с её помощью гораздо проще доказать право авторства.

Личные неимущественные права:

  • Право авторства;
  • Право автора на имя;
  • Право на неприкосновенность произведения;
  • Право на обнародование произведения.

Иные права:

  • Право на отзыв;
  • Право доступа;
  • Право следования;
  • Право автора на получение вознаграждения за служебное произведение;
  • Право автора произведения, записанного на фонограмму, и авторов аудиовизуального произведения на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях;
  • Право композитора на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Срок действия исключительного права на произведение

По стандартной ситуации в течение всей жизни автора и 70 лет после смерти, исчисление идёт с 1 января года, следующим за годом смерти автора. Это срок может быть увеличен, если автор работал в период ВОВ (на 4 года) или был репрессирован.

Также, если произведение было создано в соавторстве, то отсчёт срока действия исключительного права на произведение начинается после смерти последнего из соавторов.

Какими способами можно защитить авторские права. Существуют шесть способов:

  • Признанием права. Суть заключается в праве называться автором произведения. А автор уже обладает целым комплексом прав. Это очень важный момент. Бремя доказывания права авторства лежит на авторе произведения.
  • Пресечение действий, которые нарушают право или создаёт угрозу его нарушение.

    Актуально при распространении спорного контента или продукции, содержащей спорный объект интеллектуальной собственности.

  • Публикация решения о допущенном нарушении.
  • Возмещение убытков.
  • Компенсация морального вреда при нарушении личных неимущественных прав.

Использование произведения без согласия автора и выплаты вознаграждения.

Услуги юриста в Москве: составление документов, представительство в суде, исполнительное производство. Демократичные цены.

Сказки – это очень важный жанр в литературе. Именно с него и начинают маленькие дети ознакомление с миром прозы и поэзии. Но что они означают, какова история и специфика авторских сказок? Рассмотрим все это ниже, а также список русских литературных сказок с их авторами и особенности.

Определение

Сказка – это жанр в литературе, основанный, как правило, на фольклоре. Может быть как прозаической, так и поэтической. Однако в основном это фольклорная проза, и у каждого народа есть свои сказки. Главным отличием для них обычно являются наличие мифических существ и/или фэнтезийных, фантастических, волшебных элементов.

Но в отличие от фольклорных произведений, сказки всегда имеют автора. Зачастую в них идет очевидная борьба добра и зла, плохого и хорошего. Обычно есть главный герой – «любимец» автора и, как следствие, читателя. А есть и антигерой – мифический злодей.

История

Как уже говорилось выше, сказки свое берут начало из фольклора. Однако не всегда, т. к. они могут быть и чисто авторскими. Они появились давно в виде именно фольклорных произведений, передающихся «из уст в уста». На Руси долгое время так существовали и распространялись свои народные сказки.

К очень старым сказкам можно отнести некоторые произведения. Например, множество фольклорных сказаний Древней Руси и церковные притчи Средневековья, во многом напоминающие рассматриваемый нами жанр.

Однако как отдельное литературное авторское направление выделились только в прошлом веке. А вот слово «сказка» в русском языке появилось и того раньше – аж в XVII веке.

Далее в Европе стали появляться сказки уже в привычном для людей понимании: братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро и многие другие. А вот на территории современной России раньше (и до сих пор) был очень популярен Александр Сергеевич Пушкин.

В XVIII веке вообще многие писатели любили брать основу из фольклора и таким образом создавать новые произведения.

В XX веке появилось еще больше сказок. Как авторы этого жанра были известны такие великие писатели, как Максим Горький, Алексей Толстой и др.

Авторские сказки называют еще и литературными. Как уже описывалось выше, от фольклорных произведений их отличает наличие автора.

Свои создатели были, конечно, даже у очень старых народных сказаний, но авторы как таковые терялись, потому что веками рассказы переходили устно от одних людей к другим, порою даже значительно видоизменяясь, так как каждый человек мог трактовать и пересказывать по-разному, и так на протяжении долгого времени.

Еще одним отличием авторской сказки от народной является то, что она может быть и в стихах, и в прозе, в то время как второе – только в прозе (изначально вообще была только устной). Также в фольклоре затрагивается обычно тема противостояния добра и зла, в то время как в литературных произведениях это необязательно.

Еще одним отличием является то, что народные сказки имеют более поверхностно описанных персонажей, а в литературных, наоборот, каждый персонаж ярко выражен и индивидуален. В фольклоре еще есть зачин, присказка и своеобразные речевые обороты.

Они также, как правило, еще меньше, чем литературные. Это все обусловлено тем, что передавалось устно, поэтому многое утрачивалось, а размер укорачивался, потому что с поколениями забывалось.

Но тем не менее склонность к разным речевым оборотам, свойственным только русским сказкам, сохранилась. Например, «жили-были», эпитет «добрый молодец», а у Пушкина: «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и др.

Самое удивительное: точного определения авторской сказки как таковой не существует. Да, она произошла от народного фольклора и сильно видоизменилась, что и помогает в определении этого термина.

Сохранились фантастические создания, которые меняются в зависимости от народа. По размеру сказки, как правило, небольшие.

В них обязательно есть вымысел. Но всегда можно найти какую-то мораль, что и является главной целью сказки.

Это отличает ее от фэнтези, где акцент делается не на морали, а на повествовании сюжета, который также отличается тем, что в нем больше приключений, событий, захватывающих дух. Также фэнтезийные произведения и эпосы длинные по размеру.

А мир, описываемый в них, обычно не имеет фольклорной основы под собой. Он зачастую является вымыслом автора, который полностью создал свою реальность.

В сказках, наоборот, есть вымысел, но он в рамках реального мира.

Многие исследователи подразделяют литературные сказки на несколько категорий. Э. В. Померанцева, например, делит их на 4 жанра:

  • авантюрно-новеллистические;
  • бытовые;
  • о животных;
  • волшебные.

А вот еще отечественный фольклорист В. Я. Пропп делит сказки на большее количество категорий:

  1. О неживой природе, животных, растениях, предметах. Тут все просто: сказки об этом повествуют, соответственно, про животных или неживую природу как о главном элементе. Тут интересен тот факт, что такие произведения редко бывают русскими или европейскими. Зато подобные сказки часто встречаются у народов Африки, Северной Америки.
  2. Кумулятивные сказки обозначают такие произведения, где делается неоднократный сюжетный повтор, пока развязка не дойдет до кульминации. Так дети проще их воспринимают. Ярким примером являются рассказы про репку и колобка.
  3. Бытовой (новеллистический) жанр рассказывает о разных людях по характерам. Например, сказка про злого обманщика или про глупого человека.
  4. Докучные сказки созданы для убаюкивания детей. Они очень короткие и простые. (Например, сказка про белого бычка).
  5. Небылицы про то, чего не могло бы быть в реальности. Стоит отметить, что все сказки имеют долю вымысла, но в небылицах вымысла больше всего: говорящие животные, очеловеченные медведи (живут как люди, общаются и т. д.). Как правило, все подвиды между собой пересекаются. Редко какое произведение принадлежит только к одному из них.

В русских сказках еще выделяют богатырские, солдатские ответвления.

Самое интересное, что сказки как жанр изучаются очень серьезно. В Европе А.

Аарне написал так называемый «Указатель сказочных типов» в 1910 году, где тоже есть деления на виды. В отличие от типологии Проппа и Померанцевой, тут добавляются всем известные европейские сказки об одураченных чертях и анекдоты.

На основании работ Аарне создал свой указатель сказочных сюжетов и С. Томпсон в 1928 г.

Чуть позже такой типологией, но с внесением русских (славянских) видов занимался фольклорист Н. П.

Андреев и еще многие другие исследователи.

Выше мы рассмотрели основные подвиды, которые относятся скорее к народному творчеству. Авторские сказки, как правило, намного сложнее, и типировать их в определенный поджанр непросто, но они многое переняли от фольклора и описанных выше видов как от основы.

Также из многих источников взяты в основу сюжетные мотивы. Например, популярная в произведениях ненависть падчерицы и мачехи.

А теперь перейдем к спискам народных и литературных сказок.

Сказки для 1 класса

Список большой, так как знакомство с чтением дети начинают с рассказов и сказок, потому что они маленькие и легки в запоминании и освоении. В первом классе рекомендуют читать:

  1. Небольшие народные сказки. Зачастую они про зверей: «Кот и лиса», «Колобок», «Ворона и рак», «Гуси-лебеди», а также «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Петушок-золотой гребешок», «Морозко», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», «По щучьему веленью» и др.
  2. Шарль Перро, «Красная Шапочка».
  3. Пушкин Александр Сергеевич, «Сказка о царе Салтане» и другие небольшие рассказы.

Литературные сказки: 2 класс, список

Дети в таком возрасте продолжают читать фольклорные, но начинают еще и авторские произведения. Список литературных сказок и их авторов:

  1. Сказки народные в обработке А. Н. Толстого.
  2. Произведения Братьев Гримм, например «Бременские музыканты».
  3. Е. Л. Шварц, «Новые приключения Кота в сапогах».
  4. Ш. Перро: «Кот в сапогах» и «Красная Шапочка».
  5. Сказки Ганса Христиана Андерсена.
  6. А также небольшие произведения А. С. Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. Ершова, П. Бажова, К. Д. Ушинского и др.

Как распределяются авторские права между составителем и авторами произведений, входящих в составное произведение?

Статья 1260 Гражданского Кодекса закрепляет авторские права автора – составителя в отношении созданного им составного произведения.

Это означает, что составитель получает все права автора, как личные, так и исключительные на выполненное им составительство.

Понятие составительство, как следует из указанной правовой нормы, включает в себя:

  1. Подбор соответствующих материалов, часть которых или все могут являться при этом самостоятельными произведениями, в том числе, охраняемые авторским правом.
  2. Расположение данных материалов в определенной последовательности.

Каких – либо прав на используемые произведения в составе сборника или иного составного произведения, у автора-составителя при этом не возникает.

Кроме того, использование произведений в составе сборника или иного составного произведения не должно нарушать авторских прав авторов таких произведений.

Это означает, что составители, прежде чем включать в свое составное произведение чужие произведения должны либо удостовериться, что таковые произведения авторским правом уже не охраняются (перешли в общественное достояние), либо получить согласие авторов таких произведений на включение их в состав составного произведения.

Таким образом, согласно действующему гражданскому законодательству, составитель не вправе делать подборки материалов для своего составного произведения без получения согласия авторов произведений , если они еще охраняются авторским правом и не перешли в общественное достояние.

Здесь следует отметить, что в общественное достояние произведения переходят после истечения семидесятилетнего срока со дня смерти их автора или последнего из соавторов.

Поскольку в гражданском законодательстве авторские права на составное произведение не регламентируются специальными нормами, то к ним применяются общие правила в отношении прав авторов.

Это означает, что автору – составителю принадлежат все те же права, что и авторам первичных произведений, но, разумеется, только в отношении составительства.

Следующая

Источник: https://SudVoronezh.ru/mozhet-li-ohranyatsya-avtorskim-pravom-nazvanie-proizvedeniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.