Название произведения охраняться авторским правом может

Содержание

Что такое авторское право и как защищать его?

Название произведения охраняться авторским правом может
copylegal.ru

23 апреля отметили Всемирный день книги и авторского права (World Book and Copyright Day). Этот день был учреждён в 1995 году в Париже на Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО.

Цель учреждение дань уважения книгам и авторам, их незаменимому вкладу в социальный и культурный прогресс человечества.

К сожалению, в Таджикистане не всегда соблюдаются авторские права, но и заявителей о нарушении авторских прав очень мало.

Из недавних случаев можно отметить победу фоторепертёра Геннадия Ратушенко против Торгово-промышленной палаты Таджикистана.  

Мы собрали 10 распространённых вопросов и ответов на них об авторском праве и его защиты. 

Что такое авторское право и зачем оно автору?

Авторское право – это право на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторское право является гарантом того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание.

Какими правами обладает автор по закону?

Согласно закону, автор имеет: 1) исключительное право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащему закону способом;2) право авторства (право называться автором);3) право автора на имя;4) право на неприкосновенность произведения;5) право на обнародование произведения.

Никто без разрешения автора не может воспроизводить, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире, размещать в Интернете и т.д.

Автор по своему усмотрению может дать разрешение на различные виды использования своего произведения другим людям за определенную плату или безвозмездно.

Какие произведения являются объектами авторского права?

В соответствии со статьей 6 закона Республики Таджикистан «Об авторском праве и смежных правах» к объектам авторского права относятся:1) устные произведения (речи, лекций, доклады и т.п.).  2) литературные произведения (литературно-художественные, научные, учебные, публицистические и все виды программ для ЭВМ.

3) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения.4) хореографические произведения и пантомимы.5) музыкальные произведения с текстом или без текста.6) аудиовизуальные произведения.

7) произведения живописи, скульптуры, графики, декоративноприкладного искусства, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.8) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства.

9) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.10) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.

11) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства).12) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда.

13) части произведения (в том числе его название, персонажи и иные элементы), которые могут использоваться самостоятельно.

Производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

А какие произведения не являются объектами авторского права?

Согласно статье 7 закона Республики Таджикистан «Об авторском праве и смежных правах» не являются объектами авторского права:1)официальные документы (законы, судебные решения, другие тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;2)государственные символы и знаки (Флаг, Герб, Гимн, ордена, национальная валюта и другие государственные знаки);3) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;

4) произведения народного творчества.

В какой форме должны быть представлены произведения, чтобы на них распространялось авторское право?

Статья 5 закона Республики Таджикистан «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает, что произведения должны быть выражены в какой-либо объективной форме:1) письменно (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);2) устно (публичное произнесение, публичное исполнение и т.п.);3) звуко-или видеозапись (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.

п.);4) изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, или фотокадр и т.п.);5) объемно-пространственной форме (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.);6) в других формах, допускающих восприятие произведений.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Каков срок действия авторского права?

Согласно закону РТ «Об авторском праве и смежных правах», авторское право действует в течение всей жизни автора, переходит по наследству и действует в течение пятидесяти лет после смерти автора. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Автор вправе в установленном законном порядке указать лицо, на которое он возлагает полномочия по охране прав авторства, права на имя и право на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни авторов и пятьдесят лет после смерти автора, пережившего других соавторов.

Авторское право на произведение, впервые опубликованное в течение тридцати лет после смерти автора, действует в течение пятидесяти лет после правомерного опубликования произведения.

Что означает переход произведения в общественное достояние?

Срок действия исключительного авторского права на произведения ограничен (он истекает через 50 лет после смерти автора). По истечению этого срока произведение (обнародованное или не обнародованное) переходит в общественное достояние.

Автор, безусловно, остается автором, но пользоваться его произведением по истечению срока действия исключительного права может каждый желающий без согласия правопреемника автора и без платы за использование.

Но при этом присвоить себе авторство чужого произведения не имеет права никто и никогда, поскольку право «называться автором» неисключительное, его нельзя купить, продать, подарить, украсть.

Что такое плагиат?

Плагиатом считается присвоение всего или части чужого авторского материала как своего собственного и его распространение в качестве такового.

Термин применяют к текстовым материалам, музыкальным произведениям, фотографиям и другим формам интеллектуальной собственности.

Некоторых форм плагиата можно избежать путем указания источников, включая интернет-ресурсы, откуда взяты используемые материалы.

Что является нарушением авторских и смежных прав?

47 статья закона РТ «Об авторском праве и смежных правах» гласит, что нарушением авторского права и смежных прав являются:1) воспроизведение, распространение и иное использование объектов авторского права и смежных прав без разрешения правообладателя;2) распространение, изготовление, импорт в целях распространения устройств или предоставление услуг, которые позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских и смежных прав;3) устранение или изменение любой информации об управлении правами без разрешения правообладателя.

Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

Как защищаются авторские и смежные права в Таджикистане?  

Защита авторских и смежных прав осуществляется способами, определенными Гражданским кодексом Республики Таджикистан, а также посредством:1) взыскания дохода, полученного нарушителем в результате нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;2) выплаты компенсации в размере, определяемом судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода. Контрафактные экземпляры произведения или фонограммы передаются обладателю авторских и смежных прав по его требованию. Не востребованные обладателем авторских и смежных прав контрафактные экземпляры произведения и фонограммы подлежат уничтожению. Материалы и оборудование, используемые для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, подлежат уничтожению либо передаче в доход государству. Обладатели авторских и смежных прав могут обратиться за защитой своих прав в судебные органы в установленном законодательством порядке.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законом.  

Оставайтесь с нами в TelegramInstagram,Viber,Яндекс.ДзенOK и Google Новостях.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/newstj/chto-takoe-avtorskoe-pravo-i-kak-zasciscat-ego-5cbefa35aa025b00b47b7fdf

Охраняемые и неохраняемые произведения / авторское право. вводный курс

Название произведения охраняться авторским правом может

  • Понятие произведения
  • Качество произведения
  • Форма выражения произведения
  • Произведения, охраняемые авторским правом
  • Произведения, не охраняемые авторским правом
  • Охрана идей
  • Охрана официальных документов
  • Охрана произведений народного творчества
  • Охрана названий и иных частей произведений
  • Охрана персонажей
  • Соотношение прав на произведение и прав на товарный знак
  • В законодательстве понятие «произведение» не определяется, указывается лишь, что авторское право распространяется на произведения, являющиеся результатами творческой деятельности (ст. 6 Закона об авторском праве).

    Предполагается, что любое произведение – это результат творческой деятельности, однако понятие творческой деятельности также является неоднозначным.

    Обычно поясняется, что имеется в виду не всякая творческая деятельность, а которая приводит к возникновению произведения.

    Таким образом, круг замыкается: произведение определяется как результат творческой деятельности, a творческая деятельность – как деятельность, приводящая к созданию произведения.

    Иногда отмечается, что в качестве произведений должны рассматриваться только оригинальные результаты творческой деятельности, но при этом не исключается возможность самостоятельного и независимого создания разными авторами одинаковых произведений. Разумеется, для книг и иных больших произведений такое совпадение невозможно.

    Проблема состоит в том, что в качестве произведения может рассматриваться любая его часть, представляющая результат творческой деятельности, вплоть до отдельных предложений, фраз, названий и даже отдельных оригинальных слов. Бывает очень трудно определить ту грань, за которой часть произведения перестает признаваться произведением.

    На практике большое значение имеет судебное усмотрение, которое пока не выработало каких-либо единых подходов.

    Интересно отметить, что складывающаяся судебная практика все же идет по пути признания авторских прав не только на отдельные создаваемые авторами слова, но и на названия персонажей, особенно если они стали широко известными в России и ассоциируются именно с произведениями данного автора.

    Охрана должна предоставляться независимо от назначения и достоинства произведения. Для получения охраны произведение должно быть выражено в объективной форме (устной, письменной и т. д.).

    В Законе специально указаны также произведения, не охраняемые авторским правом (законы, судебные решения и т. д.).

    Закон не предусматривает какой-либо зависимости между предоставлением охраны произведению и его «качеством». Авторское право распространяется на любые произведения, независимо от их назначения и достоинства.

    Автора, написавшего безнравственное или клеветническое произведение, можно критиковать, не публиковать, преследовать в гражданском или уголовном порядке, однако авторское право на его произведение все равно признается. С точки зрения авторского права произведениями могут быть признаны даже протоколы допросов, если их содержание в достаточной степени оригинально, творчески самостоятельно.

    Для предоставления охраны произведение должно быть выражено в объективной форме. Это вовсе не означает, что оно обязательно должно быть закреплено на каком-либо долговечном материальном носителе.

    Объективной формой признается не только письменная форма, звукозапись, видеозапись, рисунок или фотография, но даже устная форма – произнесение произведения в присутствии публики. Исполнение на музыкальном инструменте произведения также будет считаться его выражением в объективной форме.

    Формально охрана не зависит от способа выражения произведения, хотя, разумеется, обеспечить защиту авторских прав для устных произведений может оказаться весьма затруднительно.

    В ст. 7 Закона об авторском праве перечислены виды охраняемых авторским правом произведений, однако их перечень является незамкнутым (неисчерпывающим) и служит только для примерной классификации встречающихся на практике произведений. Вопрос о целесообразности закрепления подобного перечня в законе является дискуссионным.

    Следует также упомянуть, что в Законе часто используется выражение «произведения науки, литературы и искусства» – в тех случаях, когда речь идет о любых возможных произведениях. Деление на «произведения науки», «произведения литературы» и «произведения искусства» реального практического значения не имеет.

    Иллюстрации к положенной на музыку сказке о Золушке. Рисунок Шарля Франсуа Добиньи. 1843

    Некоторые результаты творческой деятельности не охраняются авторским правом, на что специально указывается в Законе.

    Во-первых, это относится к таким достижениям, как идеи, открытия, поскольку считается, что они могут возникать в результате творческой деятельности разных авторов совершенно независимо друг от друга, в отличие от случаев копирования оригинальной формы их выражения. Не охраняются авторским правом также факты, хотя их оригинальное изложение может претендовать на авторско-право-вую охрану.

    Во-вторых, в отношении ряда объектов закон специально оговаривает, что авторское право на них не распространяется, хотя они являются произведениями.

    К числу таких объектов относятся законы, судебные решения, государственные символы и т. д.

    Считается, что введение их охраны создало бы препятствия для широкого использования, доступа к ним граждан, нормального функционирования институтов гражданского общества.

    В п. 4 ст. 6 Закона специально оговаривается, что «авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты».

    Теоретически данное положение объясняется тем, что авторское право охраняет форму произведения, а не его содержание. Предполагается, что одну и ту же идею можно выразить в разных формах, и авторское право не должно этому препятствовать.

    Так, на один и тот же сюжет может быть создано неограниченное количество творчески самостоятельных произведений.

    И все-таки утверждение об охране авторским правом только формы произведения является не совсем верным.

    Например, для произведений скульптуры и многих других произведений изобразительного искусства содержание по существу неотделимо от формы.

    Иногда предпочитают говорить о том, что авторское право охраняет «содержание произведения через его форму» или «форму, отражающую определенным образом конкретное содержание».

    Интерес к возможности охраны идей с помощью авторского права часто проявляют научные работники, в том числе в связи с прекращением в России государственной регистрации открытий.

    На самом деле их чаще интересует не обеспечение охраны идей, а закрепление доказательств первенства, приоритета в их выражении. Для этого желательно иметь такой экземпляр произведения, дату создания которого можно доказать (см.

    : Доказательства принадлежности авторских прав).

    Законы, судебные решения и иные официальные документы исключены из сферы авторско-правовой охраны, что объясняется прежде всего необходимостью обеспечения наиболее свободного доступа к ним для всех заинтересованных граждан. Данное исключение не следует толковать расширительно, под его действие не подпадают официальные документы организаций, и в их отношении формально должны соблюдаться все требования закона об авторском праве.

    Слово имеет подсудимый. Рисунок Оноре Домье. 1835

    Охрана произведений народного творчества или выражений фольклора российским Законом об авторском праве не предусмотрена. Обычно это объясняют тем, что у таких произведений отсутствует конкретный автор, что в большинстве случаев не соответствует действительности.

    Утверждения о неизвестности автора произведения или существование у него множества авторов также нельзя использовать в качестве универсального критерия, поскольку и то и другое не делает его неохраняемым.

    Многие широко известные в России произведения ошибочно считаются неохраняемыми из-за недостатка имеющейся информации или в силу привычки к их свободному использованию.

    Особенности развития российского авторского права таковы, что охрана многих произведений неоднократно продлевалась либо даже восстанавливалась уже по истечении первоначально предоставленного срока действия прав на них. Например, текст известной в России новогодней песенки «В лесу родилась елочка» был написан Р.А.

    Кудашевой и опубликован в 1903 г. Кудашева умерла в 1964 г., но авторские права на ее произведения будут действовать в России как минимум 70 лет после ее смерти, т. е. до 2034 г. включительно. Кроме того, многие произведения народного творчества (сказки, былины и т. д.

    ) часто используются в «авторском пересказе» Алексея Николаевича Толстого, Эдуарда Николаевича Успенского и других известных российских авторов, у которых возникают собственные авторские права на созданные ими переработки таких произведений.

    В соответствии с российским Законом авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая сама по себе может рассматриваться в качестве произведения или, как указывается в Законе, является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Так, в качестве произведения будет рассматриваться как пьеса или книга в целом, так и любой авторский афоризм из нее. Однако в отношении отдельных слов или словосочетаний подобная определенность отсутствует, что затрудняет, в частности, охрану названий произведений.

    Формально название произведения считается одной из его частей и на него должны распространяться все положения, связанные с обеспечением их охраны. Так, чтобы название произведения охранялось авторским правом, оно само должно быть произведением, понятие которого также однозначно не определено в Законе.

    В условиях отсутствия четких критериев судебные решения оказываются совершенно непредсказуемыми. Нередко судьи учитывают степень известности названия произведения, особенности создания произведения и его названия или даже уровень оригинальности, хотя российским законодательством не предусматривается ни один из этих подходов.

    В настоящее время в России сложилась довольно парадоксальная ситуация.

    Закон об авторском праве не упоминает о персонажах, зато об охране авторских прав на них говорится в российском законодательстве о товарных знаках (в Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

    В российской деловой практике самое широкое распространение получили приобретение и передача именно авторских прав на персонажи, однако в ряде случаев их охрана может быть надежно обеспечена только при условии регистрации в качестве товарных знаков их названий и (или) изображений. Для осуществления такой регистрации требуется получение согласия от авторов персонажей, в противном случае регистрация товарного знака может быть признана недействительной.

    Как свидетельствует весьма немногочисленная судебная практика, решения по делам, связанным с использованием персонажей, во многом зависят от конкретных обстоятельств.

    Зачастую суды пытаются путем расширительных толкований закона обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия развитых законодательных положений о недобросовестной конкуренции или авторско-правовой охране персонажей.

    Оформление приобретения у российских авторов прав на использование на территории Российской Федерации их персонажей либо их названий, образов, внешнего вида является очень непростой задачей. Наиболее надежным в настоящее время представляется заключение одновременно двух договоров:

    1) о предоставлении авторских прав;

    2) предоставлении прав на товарный знак (лицензионного соглашения или договора об уступке товарного знака), который подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по патентам и товарным знакам.

    Следует отметить, что в России в настоящее время под персонажем чаще всего понимают наименование, образ или внешний вид вымышленного героя литературного или аудиовизуального произведения, в то время как за рубежом к числу персонажей иногда относят не только вымышленных героев, но и актеров, исполняющих те или иные роли, а также известных спортсменов, моделей и т. д., в результате чего права на персонаж в таком широком понимании тесно связаны с правами артистов-исполнителей, а также правами граждан на использование их изображений.

    Согласно российскому законодательству о товарных знаках регистрация в качестве товарного знака произведения, фрагмента произведения, цитаты или персонажа из них является незаконной, если она осуществляется без согласия «обладателя авторского права или его правопреемника» (ст.

    7 Закона Российской Федерации «О товарных знаках и знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

    Таким образом, законодательство о товарных знаках отдает приоритет авторским правам перед правами на товарный знак, регистрация которого всегда может быть оспорена обладателями авторских прав, не дававшими согласие на ее осуществление.

    Источник: http://www.plam.ru/urist/avtorskoe_pravo_vvodnyi_kurs/p5.php

    Защитить авторские права — Эльба

    Название произведения охраняться авторским правом может

    Привычный контент — тексты, фото, видео, дизайн и программы — это произведения. Создателям произведений принадлежат авторские права: указывать своё имя, получать деньги за публикацию и некоторые другие по ст. 1255 ГК РФ.

    Чтобы считаться автором, не нужно оформлять специальные документы — ст. 1259 ГК РФ. Доказательства  понадобятся, только если контент кто-то украл или возник спор об авторстве.  

    Статья о компенсации за нарушение авторских прав

    Доказывать, что автор именно вы, можно любыми способами — так пояснил Верховный суд в п. 110 Постановления № 10 от 23.04.2019. Но лучше заранее зафиксировать авторство и дату создания.

    Мы собрали известные способы фиксации авторства на контент и программы. Посмотрите, что получилось.

    1. Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения

    Человек, имя которого указано на произведении, считается автором, пока это не опровергнуто другими доказательствами — ст. 1257 ГК РФ. Такой способ фиксации авторства слаб, но в спорах он иногда работает сам по себе.

    Фотограф сделал репортажную съёмку с корпоративного футбола охранного агентства. Съёмку ему заказал предприниматель, у которого был договор с охранным агентством. В итоге вышло так, что агентство разместило фото на своём сайте, но денег фотограф ни от кого не получил. Пришлось обращаться в суд для компенсации за использование фото без договора.

    Суд взыскал с агентства компенсацию, потому что на каждом фото значилось имя фотографа как автора — дело № 33-9072/201.

    К имени и дате можно добавить знак копирайта © и текст с разрешением или запретом перепечатки — ст. 1271 ГК РФ. Копирайт ставят на фото, макете, под текстом, в конце видео, в подвале сайта.

    Имя и знак копирайта нельзя удалять. Если кто-то замазал в фотошопе символ © или поставил чужое имя под текстом, можно идти в суд за компенсацией по ст. 1300 ГК РФ.

    2. Депонировать произведение

    Депонирование работает так. Автор передаёт копию произведения специальной организации. Взамен получает сертификат с датой передачи и указанием себя автором. В случае спора предъявляет свидетельство, а депозитарий показывает копию произведения. Способ подходит для текстов, фото, рисунков, логотипов, видеороликов, программного кода и сайтов целиком.

    Депонированием занимаются Российское авторское общество и Копирус. Это аккредитованные государством организации. Есть ещё частные депозитарии, некоторые предлагают депонировать контент онлайн.

    Депонирование — платная услуга. Цена регистрации одного произведения от 250 до 3 500 рублей — зависит от депозитария. Поэтому у депонирования есть смысл, если считаете, что контент ценный и его точно украдут.

    Владелец и автор контента интернет-магазина одежды депонировала сайт. Когда дизайн и промоматериалы скопировали, смогла отсудить компенсацию. Помогло свидетельство — дело № 44г-46/2019.

    3. Заверить у нотариуса дату и подпись на экземпляре текста

    У нотариусов есть услуга — заверение подлинности подписи на документе. Автор приносит распечатку текста, ставит подпись и дату, нотариус заверяет. Таким заверенным экземпляром можно доказать, что скопированный текст автор создал раньше нарушителя. Стоимость услуги в среднем 1500 рублей. 

    Но не каждый нотариус согласится визировать подпись под текстом для лендинга или статьёй в блог. Отказ объясняют тем, что обычный текст на бумаге — это не документ. А в Законе о нотариате прямо сказано, что свидетельствуется подпись именно под документом. Поэтому подходящего нотариуса придётся искать.

    4. Письмо себе

    Автор ставит подпись с датой на экземпляре произведения и отправляет почтой самому себе. Полученный конверт не вскрывается. В случае спора почтовый штемпель подтверждает, что произведение создано до даты отправления. 

    Это почти бесплатно — деньги нужны только на почтовое отправление. 

    Почтовый способ подходит для произведений, которые можно вынести на бумагу или записать на диск. Но оппонент в суде может говорить, что конверт вскрывали или почтовый штемпель подделали. Тогда понадобится экспертиза или дополнительные доказательства.

    5. Публикация в соцсетях и блогах

    Фото, тексты и видео выкладывают под своим аккаунтом в соцсетях, блогах или на специальных сайтах типа Проза.ру или GitHub. Для надёжности лучше добавить подпись и символ ©. 

    Сервер Проза.ру заключает с автором договор-оферту на бесплатное предоставление места для публикации текста или изображения и выдаёт свидетельство с номером.

    Личные данные из профиля и дату публикации суды принимают в подтверждение авторства контента наряду с другими доказательствами. Правда, получится, что произведение обнародовано. Поэтому способ не подходит, если автор не хочет показывать свою работу.

    У фотографа стащили фото местного железнодорожного вокзала для иллюстрации текста об услугах компании на сайте. Доказать авторство в суде в споре за компенсацию помогла публикация фото в профиле — дело № 33-2098/2018.

    В другом деле фотограф подтвердил авторство украденных агентством недвижимости фото пляжа публикацией в фотоблоге со знаком Copyright © — дело № 2-2531/2016.

    6. Залить произведение на облачное хранилище

    Когда пользователь регистрируется в облачных хранилищах наподобие Яндекс.Диска, он указывает имя, телефон или электронную почту. При загрузке файла в хранилище фиксируется дата. Имя пользователя и дата подтверждают авторство.

    Для суда понадобится принести протокол осмотра нотариусом страницы сервиса. Такая услуга нотариуса стоит примерно 7 000 рублей за страницу. В случае выигрыша суд обяжет ответчика возместить эти деньги. 

    Телеканал показал видеоролик без разрешения и указания автора. Автор доказала, что спорное видео принадлежало ей раньше показа в эфире с помощью единственного доказательства — протокола осмотра сайта Яндекс.Диск — дело № 33-28581/2017.

    7. Хранить исходники 

    Способ подходит для фото, видео, дизайн-макетов. Главное здесь — сохранить необработанный объект, желательно с датой и подписью автора.

    Например, для фотографий сохраняют исходники в формате RAW с указанием в метаданных времени съемки, модели камеры и имени фотографа. Для дизайна — рисунки от руки или, например, в формате PSD.

    Текстильная фабрика вырезала из детской книги изображения котов и разместила их на ткани. Автор книги и иллюстраций не давала на это согласие и пошла в суд за компенсацией. Суд принял в доказательство авторства рисунки котов — дело № 33-21698/2019.

    8. Договоры на создание произведения

    Текст, макет или программу на заказ автор создаёт на основании договора. Такой договор вместе с актами и техзаданиями можно предъявить суду — там имена и даты.

    Сценарист спорил в суде с кинокомпанией об указании себя соавтором в титрах к сериалу. Авторство помог доказать договор авторского заказа на создание литературного сценария к сериалу и акт выполненных работ — дело № 11-35888/2013.

    9. Зарегистрировать программу в Роспатенте

    Программы и базы данных авторы по желанию регистрируют в Роспатенте по ст. 1262 ГК РФ.  

    Для этого подают заявку и депонируемые материалы с рефератом. Орган вносит программу в Реестр и выдаёт свидетельство о государственной регистрации. Считается, что сведения в Реестре достоверны, пока  не появятся доказательства, что код написали не вы.

    Услуга регистрации для граждан стоит 3000 рублей.

    Чтобы потом продать права на такую программу понадобится перерегистрация в Роспатенте на нового правообладателя.

    Разработчики создали программу для электронного учёта транспортных средств и оформили регистрацию. 

    Демоверсию показали ГИБДД. После теста ГИБДД отказались покупать лицензию, но разместили аналогичную программу на своём сайте. Добиваться удаления программы и выплаты компенсации пришлось в суде.

    Авторство кода разработчики подтвердили с помощью данных из Реестра. Для доказывания плагиата сделали экспертизу — дело № 11-36905/2013.

    Статья актуальна на 28.01.2021

    Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/1367/author_defence

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.