Организация предпринимательства

Организация предпринимательской деятельности как система

Организация предпринимательства

Оглавление

Оглавление. 1

Предмет и особенности курса “Организация предпринимательской деятельности”. 2

Предпринимательская деятельность как система и как процесс. 2

Сущность предпринимательской деятельности. 3

Социально-экономическая организация как объект предпринимательской деятельности. 3

Роль индивидуума в организационной деятельности. 4

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства. 4

Правовое регулирование предпринимательской деятельности (предпринимательское право) 5

Частная собственность – экономическая основа предпринимательской деятельности. 6

Физические и юридические лица. 6

Виды предпринимательской деятельности. 7

Выбор предмета. 8

Индивидуальное предпринимательство. 10

Предприятие. 11

Виды предприятий. 12

Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности. 12

Формы ответственности юридических лиц перед кредиторами. 13

Хозяйственные товарищества. 13

Хозяйственные общества.ООО и ОДО.. 15

Акционерные общества. 15

Производственный кооператив. 17

Государственные и муниципальные предприятия. 18

Некоммерческие организации. 19

Понятие малого предприятия. 21

Организационные формы крупного предпринимательства. 22

Государственная регистрация юридических лиц. 23

Учредительные документы предприятия. 23

Формирование уставного фонда. 24

Выбор названия и месторасположения организации. 25

Организация планирования предпринимательской деятельности. 26

Бизнес-план предприятия. 27

Роль ресурсов и капитала в предпринимательской деятельности. 29

Организация финансовых ресурсов. 29

Организация финансовой работы.. 31

Кредитные организации. 32

Понятие аренды, объекты и субъекты.. 35

Организация предпринимательской деятельности с помощью франчайзинга. 37

Факторинг в предпринимательской деятельности. 39

Ценообразование. 39

Прибыль. 42

Налогообложение индивидуальной предпринимательской. 44

Налог на добавленную стоимость (НДС) 45

Налог на прибыль. 49

Иные основные налоги, уплачиваемые субъектами предпринимательства. 51

Коммерческая тайна. 53

Ликвидация предприятия. 54

Предмет и особенности курса “Организация предпринимательской деятельности”

1. Предметом курса “Организация предпринимательской деятель­ности” являются основы, формы и методы организации предпри­нимательской деятельности.

Структуру предмета составляют такие элементы, как:

сущность и особенности предпринимательской деятельности;

организация предпринимательства:

• как система (среда), обеспечивающая эффективное функ­ционирование и развитие предпринимательских структур;

• как процесс построения связей между субъектами и объекта­ми рыночной экономики;

экономические основы предпринимательства;

организационно-правовые формы предпринимательства и их осо­бенности;

плановая, организационная, финансовая, инновационная деятель­ность;

расчет затрат и результатов предпринимательской деятельности;

налогообложение доходов предпринимательства;

юридические основы предпринимательства;

этические основы предпринимательства;

требования, предъявляемые к личностным качествам цивилизо­ванных предпринимателей.

2. Особенности курса заключаются в его практической применяе­мости и комплексном характере, поскольку данный курс:

опирается на действующее законодательство;

• носит прикладной практический характер;

связан с другими экономическими курсами:

• “Теория организации”;

• “Основы экономики”;

• “Маркетинг”;

• “Менеджмент”;

• “Экономика предприятия”;

• “Бухгалтерский учет”;

• “Этика” и др.

Предпринимательская деятельность как система и как процесс

1. Прежде чем начать заниматься предпринимательской деятель­ностью, будущий предприниматель должен четко ответить себе на два основных вопроса:

• каким видом деятельности он будет заниматься;

• как его деятельность будет организована.

Первое подразумевает определенную систему, второе — процесс.

Организация предпринимательской деятельности как система

включает определение:

• сферы деятельности;

• организационно-правовой формы;

• стратегии;

• системы управления персоналом;

• форм организации производства;

• форм организации финансовых отношений и т. д. То есть определение того, что будет организовываться.

2. С другой стороны, организация это совокупность целенаправ­ленных процессов или действий, ведущих к образованию необходи­мых связей.

Именно установление количественных, качественных, времен­ных, пространственных и других связей между отдельными со­ставляющими и представляет собой сущность организации как процесса.

Предприниматель, определившись с вопросом, что он будет организовывать, должен разработать механизм реализации своих целей:

• где и как будет зарегистрирована его деятельность (организа­ционно-правовая форма);

• как будет получена лицензия (если она необходима);

• какими методами будет осуществляться управление предпри­нимательской структурой;

• как будет осуществляться сбыт производимых товаров (услуг).

То есть предприниматель должен ответить на вопрос: как он будет осуществлять то, что им спланировано.

Просмотров 1499 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/3-13013.html

Организация предпринимательской деятельности

Организация предпринимательства

Определение 1

Организация предпринимательской деятельности – это система экономических, организационных и правовых отношений хозяйствующих единиц.

Практика предпринимательства насчитывает много веков истории. Первоначально оно зародилось в сфере торговли и ремесла. Уже к XV веку сложилось предпринимательское сообщество, включающее купцов, ремесленников, ростовщиков. Во второй половине XIX века возникла потребность в разграничении предпринимателей и владельцев капитала – капиталистов.

Появление новых методов корпоративного финансирования привело к тому, что возникли предпринимательские союзы, в которых не всегда капиталисты выступали предпринимателями, а предприниматели – не всегда были капиталистами. Хотя если капиталист использует предпринимательский стиль управления, то различия между ним и предпринимателем будут стираться.

В начале XX века в России предпринимательство стало массовым явлением. Сформировался класс предпринимателей-собственников, предпосылкой чего послужила отмена крепостного права. В это время активно открывались частные акционерные банки, развивалась акционерно-паевая форма организации предприятий, складывался рынок рабочей силы.

В Советский период (за исключением сравнительно недолгого времени, когда проводилась Новая экономическая политика) предпринимательство в России не развивалось. Возрождение началось в конце 1980-х.

Определение 2

Предпринимательство определяется как инициативная самостоятельная деятельность юридических лиц или граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою ответственность.

Предприниматели могут заниматься различными видами хозяйственной деятельности (кроме запрещенных законодательно), в частности:

  • торгово-закупочной,
  • посреднической,
  • консультационной,
  • операциями с ценными бумагами и т.д.

В своей деятельности предприниматели стремятся обеспечивать сочетание общественной пользы и личной выгоды для того, чтобы получить прибыль.

Важно четко разграничивать предпринимательство и менеджмент (соответственно, отличать предпринимателя и управляющего). Главное отличие состоит в том, что предприниматель действует самостоятельно, на свой страх и риск, сам несет ответственность за последствия своих решений (в том числе и имущественного характера).

Менеджер – это наемный сотрудник, который решает поставленные предпринимателем задачи и получает за это вознаграждение. Его ответственность (как моральная, так и материальная) меньше, чем у владельца предприятия (предпринимателя).

Безусловно, предприниматель может и сам выполнять функции менеджера, но далеко не каждый менеджер является собственником капитала.

Предприниматель может действовать в разных экономических сферах:

  • торговле (коммерции),
  • производстве,
  • финансах,
  • интеллектуальном комплексе.

На разных стадиях экономического развития общества привлекательность этих направлений с точки зрения получения прибыли отличается, но производство является первичным.

Именно в производстве создаются материальные блага, которые нужны для осуществления человеком жизнедеятельности. Развитие производства базируется на технических и научных разработках, требующих денежных вложений.

К производственной сфере предпринимательства относят:

  • сельское и лесное хозяйство,
  • промышленность,
  • транспорт,
  • производственные услуги.

Особенностью предпринимательской деятельности является активность предпринимателей, ориентированность на достижение результата. Предприниматель более мотивирован, чем наемный работник. Благодаря этому предприниматели демонстрируют усердие, энтузиазм и преданность делу, в которое вложили собственные средства и энергию. У менеджеров эти черты наблюдаются не всегда.

Виды и формы организации предпринимательской деятельности

В соответствии с российским законодательством, предпринимательской деятельностью могут заниматься:

  • физические лица (индивидуальные предприниматели, главы фермерских хозяйств),
  • юридические лица (предприятия).

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.

Замечание 1

Предприятие является основной формой осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятия могут быть разделены на группы по различным основаниям:

  • вид хозяйственной деятельности – сельскохозяйственные, производственные, торговые, строительные, транспортные, научно-производственные и т.д.,
  • форма собственности – частные, муниципальные, государственные, общественных организаций, смешанные,
  • размер – микро, малые, средние, крупные,
  • принадлежность капитала – иностранные, национальные и смешанные,
  • организационно-правовая форма – товарищества, общества (с ограниченной ответственностью, акционерные) и т.д.

Любая предпринимательская деятельность тесно связана со средой, в которой происходит функционирование. Это порождает необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, в первую очередь – создания правового поля и инфраструктуры. Основные причины принятия государством законодательных актов в сфере регулирования предпринимательства:

  • защита фирм друг от друга (комплекс законов, предотвращающих недобросовестную конкуренцию, антимонопольные законы),
  • защита потребителей от недобросовестного поведения предпринимателей (выпуска некачественной продукции, введения потребителей в заблуждение и т.п.).

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/organizaciya_predprinimatelskoy_deyatelnosti/

Публичная организация предпринимательства: каковы пределы и методы публичной организации предпринимательства?

Организация предпринимательства

Любая организационная деятельность есть совокупность некоего рода ограничений, вводимых ради общего блага (о чем свидетельствует, например, та же теория общественного договора). И потому основной проблемой, лейтмотивом проходящую через институт публичной организации предпринимательства, на наш взгляд, выступает проблема поиска баланса при введении тех или иных ограничений.

Установленное в статье 34 Конституции Российской Федерации право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в данном смысле исключением не является.

Конституционно устанавливая недопустимость экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в оставшейся части регулирование реализации и функционирования данного права очерчено лишь всем известной максимой, установленной в части 3 статьи 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отсюда, из системного толкования приведенных положений, уже на конституционном уровне мы можем указать на некоторые пределы публичной организации предпринимательства: при издании нормативно-правового акта, ограничивающего право каждого на осуществление предпринимательской деятельности, законодателем должна учитываться легитимная цель и соблюдаться критерии пропорциональности части 3 статьи 55 Конституции РФ.

Говоря об отраслевом регулировании, отметим, что первая проблема в области публичной организации предпринимательства обнаруживает себя в дефиниции «предпринимательская деятельность».

Не вдаваясь глубоко в имеющиеся дискуссии касательно дефиниции[1], отметим, что легальное определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в пункте 1 статьи 2 ГК РФ: самостоятельная[2], осуществляемая на свой риск[3] деятельность, направленная на систематическое получение прибыли[4] от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[5].

Мы видим, что понятие «предпринимательская деятельность» двойственно и сочетает в себе частно-правовые и публично-правовые аспекты, что и предопределяет специфику правового регулирования, где проявляются два основных сектора: сфера государственного регулирования (публично-правовой аспект) и сфера договорного регулирования (частно-правовой аспект).

Поскольку предметом настоящей работы является именно публичная организация предпринимательства, сосредоточимся на ней, попутно отметив, что сегодня частно-правовые методы начинают использоваться даже в традиционно публичных сферах (требования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензирования, обеспечения безопасности продукции и производственных процессов, налогообложения)[6].

Государственное регулирование есть воздействие государства через нормативно-правовые акты, акты индивидуального регулирования, организацию контроля за соблюдением законодательства, применения мер стимулирования и ответственности.

Это всегда запреты, ограничения, обязывание к совершению определенных действий.

Широко используются такие методы государственного регулирования, как государственная регистрация, лицензирование, антимонопольное регулирование, нетарифное регулирование, техническое регулирование, организация бухгалтерского учета и отчетности, налоговое и таможенное регулирование и др.[7].

При этом, публичная организация предпринимательства – это не только государственное регулирование. Наряду с ним формой воздействия является государственный контроль за предпринимательской деятельностью.

Так, существует контроль за состоянием рынка (антимонопольный), за безопасностью и качеством производимых товаров (технический), за соблюдением регулируемых государством цен на товары (тарифный), за обеспечением защиты государственных интересов при осуществлении внешнеторговой деятельности (экспортный, валютный) и т. д.

По формам государственного контроля различают предварительный (антимонопольный за концентрацией капитала), текущий (за пожарной безопасностью) и последующий контроль (за правильным исчислением и перечислением налогов и сборов).

По результатам контрольных мероприятий к предпринимателям, нарушающим закон, применяются меры принуждения (отказ в государственной регистрации, санкции за неуплату налога и т. д.).

Меры административного принуждения предусмотрены главой 14 КоАП РФ, уголовной — главой 22 УК РФ.

При этом, государство гарантирует защиту прав предпринимателей от необоснованного вмешательства в их деятельность регулирующих, контрольных и надзорных органов[8].[9]

Методы публичной организации процессов могут быть классифицированы по разным критериям, например, методы прямого и косвенного воздействия, разновидностями которых являются административные и экономические методы[10].

Методы экономического воздействия заключаются в создании заинтересованности индивидов в нужном поведении через их потребности.

Утверждение в экономической жизни фигуры предпринимателя как хозяйствующего субъекта, способного наладить производство, осуществлять и управлять производственной деятельностью приводит к тому, что многие аспекты регулирования предпринимательских отношений меняют свою правовую природу.

Все больше полномочий предоставляется саморегулируемым организациям и самим субъектам предпринимательства. Такое взаимодействие обеспечивает устойчивость и развитие социальной системы в целом, достижение стратегических успехов[11].

Указанное достаточно очевидно, т.к. методы административного воздействия необходимы в случаях разрешения кризисных ситуаций, когда требуется обеспечить быструю и точную реализацию властной воли, но не в период мирного, поступательного развития общества.

Таким образом, сегодня реалии таковы, что в сфере предпринимательства государственное регулирование начинает конкурировать с саморегулированием и частно-правовыми методами.

Мы полагаем, что именно поиск равновесия в соотношении этих двух моделей регулирования и позволит разрешить проблему поиска баланса при введении тех или иных ограничений, установления пределов и использования конкретных методов регулирования предпринимательской деятельности.

Список использованной литературы

  1. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах. – М., 1993.;
  2. Губин, Е. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. – М., 2004;
  3. Дедов, Д. И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства / Д. И. Дедов. – М., 2002;
  4. Ермолова, О. Н. О понятии предпринимательской деятельности и ее правовом регулировании [Электронный ресурс] / О. Н. Ермолова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014. – С. 77-82 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-predprinimatelskoy-deyatelnosti-i-ee-pravovom-regulirovanii;
  5. Мельгунов В. Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. – М., 2008.

 

[1] Ермолова О.Н. О понятии предпринимательской деятельности и ее правовом регулировании. Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. С. 77-82.

[2] На наш взгляд, подобное уточнение излишне, поскольку действуют общие положения пункта 2 статьи 1 ГК РФ и пункта 1 статьи 9 ГК РФ.

[3] Понятие предпринимательского риска в гражданском законодательстве не раскрыто, регулирование содержится лишь применительно к отношениям страхования.

Так, статья 929 ГК РФ содержит понятие предпринимательского риска как имущественного интереса, возможного к страхованию, под которым понимают риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в т.ч.

риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск. Однако, при наличии ответственности за нарушение обязательств неправильно называть ситуации несения убытков риском. Ожидание дохода – не юридический признак.

Предпринимательская деятельность изначально определяется как направленная на получение прибыли, неполучение которой не дискредитирует ее как предпринимательскую. Более логично в понятие «риск» включать вероятность убытков вследствие изменения условий деятельности.  Какие же убытки предпринимателя следует признавать риском? Вероятно, такие, которые угрожают утратой бизнеса либо его сокращением.

[4] Категория прибыли – не гражданско-правовая. Понятие «прибыль» установлено в ст. 247 НК РФ и применяется как результат функционирования предприятия субъекта в отчетном (налоговом) периоде. По ГК РФ лицо получает от совершенной сделки встречное предоставление – плату, цену (деньги).

Полученная плата закладывается в основу формирования прибыли, но как таковой ею не является. Более того, получение платы не гарантирует наличие прибыли в отчетном периоде, поскольку при ее формировании учитываются затраты, произведенные предпринимателем при осуществлении его деятельности.

[5]Данный признак называют формальным, однако такой подход оправдан только в том случае, если он не положен в основу определения предпринимательской деятельности.

Если же деятельность субъекта квалифицируется как предпринимательская только в том случае, когда он обладает специальным статусом предпринимателя, то такой признак является конститутивным, а не формальным. Многие авторы считают, что ст. 23 ГК РФ позволяет определять деятельность незарегистрированного субъекта как предпринимательскую.

По нашему мнению, это не так. Суд в данном случае вправе применить правила об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью, к договорам такого лица. Решение суда не подменяет регистрацию, лишь устраняет дисбаланс в регулировании сложившихся отношений.

Гражданин впоследствии обязан пройти процедуру государственной регистрации или прекратить осуществление незаконной деятельности. Такую деятельность правильно было бы называть незаконной деятельностью в сфере экономики, а не незаконной предпринимательской деятельностью.

[6] Действительно, в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать императивные правила, в т.ч. запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений.

Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, без которой невозможен соответствующий юридический результат — возникновение юридического лица, появление, прекращение, изменение прав на недвижимость.
[7] Губин Е. 77. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2004.

[8] Дедов Д. И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства. М., 2002.

[9] Мельгунов В. Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. М., 2008. См. постановление Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем».

[10] Бахрах Д. Н. Административное право: учебник. М., 1993. С. 181.

[11] Законом о ВТД определены методы государственного регулирования указанной деятельности (ст. 12).

Исходя из принципа либерализации внешнеторговой деятельности, основным методом ее государственного регулирования является таможенно-тарифное регулирование как метод экономического воздействия.

В виде исключения применяются методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, которые выражаются в количественных ограничениях (квотировании и лицензировании) или даже запретах экспорта и импорта (ст. 21—24, 26, 27 Закона о ВТД).

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/11/16/publichnaya_organizaciya_predprinimatelstva_kakovy_predely_i_metody_publichnoj_organizacii_predprini_80792

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.