Первый источник прав предпринимателей это

Содержание

Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения

Первый источник прав предпринимателей это

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России.

Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права

Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

1. Конституция РФ, которая:

  1. закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
  2. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  3. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
  5. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).
  6. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
  7. устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

    а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
    б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст.

    46 Конституции РФ);
    в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

  8. закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71–73 Конституции РФ).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

    г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

  • Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

    а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
    б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
    в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

  • Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

    а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
    б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
    в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
    г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.

  • Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

    г) Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и т. д.

  • 4. Подзаконные акты:

    1. Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);
    2. Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
    3. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);

    5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

    6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

    Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права

    Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.

    Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

    Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. 309, 311, 314, 315, 474 ГК РФ и др.).

    Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего – то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего – то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

    Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения.

    Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

    Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

    1. Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
    2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
    3. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
    4. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
    5. Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

    Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

    Сущность и виды предпринимательских правоотношений

    Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

    Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

    1. абсолютные вещные правоотношения;
    2. абсолютно-относительные вещные правоотношения;
    3. абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
    4. неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства.

    Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.

    1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности.

    Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом.

    Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

    2. Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

    Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

    Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

    3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения.

    У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации.

    Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное.

    Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного.

    Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

    4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др.

    В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное.

    Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

    5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

    • хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
    • внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;
    • территориально-хозяйственные отношения – отношения публичных образований между собой и с организациями;
    • оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.

    Источник: https://be5.biz/pravo/p007/2.html

    Источники предпринимательского права: понятие и виды, классификация

    Первый источник прав предпринимателей это

    Как вид профессиональной активности, предпринимательство сильно отличается от других сфер человеческой деятельности. Поскольку в ходе своей деятельности абсолютно все бизнесмены стремятся получить максимально возможную прибыль, оно подвергается довольно жёсткому государственному регулированию.

    Понятие и сущность источников предпринимательского права

    Данный вид права регулирует отношения между субъектами предпринимательства. Выделение его в отдельную отрасль обусловлено как минимум тремя предпосылками:

    1. Предпринимательство качественно отличается от других сфер человеческой активности.
    2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности может выступать государство.
    3. Правовое взаимодействие государства и рынка осуществляется методами, отличными от методов других отраслей права.

    Предпринимательское право возникло в конце XIX века в форме частного торгового права и было связано с бурным развитием торговли в дореволюционной России и возникающими разногласиями между участниками процесса.

    Сейчас основным признаком предпринимательских правоотношений является профессиональная производственно-хозяйственная деятельность.

    Предпринимательское право имеет свои источники. В самом общем виде это законодательно закреплённые правовые стандарты отношений между субъектами предпринимательства.

    Источник предпринимательского права — это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, то есть разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

    http://www.plam.ru/bislit/predprinimatelskoe_pravo/p2.php

    Классическое деление источников права на 4 вида в зависимости от их документальной формы

    Источники права следует изучать с материальной, идеологической, исторической, политической и юридической точек зрения:

    1. В качестве материальной основы предпринимательского права рассматривают экономические приоритеты хозяйствующих субъектов. В результате образуется система отношений для построения оптимальных норм предпринимательского права.
    2. Идеологическими предпосылками для формирования определённой системы предпринимательского права является уровень правосознания как отдельных групп людей, так и всего общества в целом.
    3. В историческом аспекте исследуется правовое наследие предыдущих поколений.
    4. Политическим источником предпринимательского права является государство и государственные органы, ответственные за регулирование этой отрасли.
    5. С юридической точки зрения, в качестве источника предпринимательского права рассматривают формы и методы государственного регулирования бизнеса. Совокупность юридических источников непрерывно изменяется, расширяется, совершенствуется.

    Классификация источников российского предпринимательского права

    Источники предпринимательского права классифицируют по различным признакам.

    По субъектам законотворчества различают правовые нормы, установленные:

    • государством;
    • местными органами самоуправления;
    • негосударственными структурами;
    • непосредственно населением в результате референдума.

    По степени влияния и месту в законодательной иерархии выделяют следующие уровни:

    • Конституция РФ;
    • Гражданский, Налоговый и другие кодексы РФ;
    • федеральные законы РФ;
    • подзаконные акты;
    • нормативно-правовые акты субъектов РФ;
    • муниципальные правовые акты.

    Главным ресурсом предпринимательского, как, впрочем, и любого другого права, является Конституция РФ.

    В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

    Конституция РФ п. 1 ст. 8

    http://constitutionrf.ru

    Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ

    Основной закон нашей страны:

    • устанавливает основные правила правового регулирования предпринимательства в стране;
    • гарантирует права и обеспечивает интересы субъектов предпринимательства на уровне, который не может быть ограничен;
    • закрепляет и разделяет права собственности РФ и субъектов РФ.

    На второй ступени иерархической лестницы находятся кодексы РФ. Основная часть норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, относится к Гражданскому кодексу РФ. В нём дано определение предпринимательства и регламентированы его организационные аспекты, обозначены легитимные виды хозяйственных договоров и т. п.

    Третья ступень — федеральные законы:

    • регулирующие отдельные рынки;
    • устанавливающие и изменяющие требования к субъектам предпринимательства;
    • регламентирующие требования к отдельным видам хозяйственной деятельности;
    • определяющие правовой статус хозяйствующих субъектов.

    К подзаконным относятся нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также акты, издаваемые на уровне отдельных министерств и ведомств.

    Субъекты РФ в рамках действующей Конституции могут принимать свои законы, которые не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством.

    И, наконец, на муниципальном уровне тоже могут издаваться собственные законы, актуальные только при реализации права собственности на имущество.

    Законодательные акты всех уровней призваны обеспечить свободу предпринимательства в РФ

    Обычаи делового оборота

    Отдельно следует выделить правовые обычаи или обычаи делового оборота.

    Обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

    Гражданский кодекс РФ, ст.5

    http://kodeks.systecs.ru/gk_rf/

    ГК РФ допускает использование таких обычаев:

    • при проверке качества товаров и услуг;
    • при установлении момента перераспределения рисков непреднамеренной порчи и гибели товаров;
    • в ряде частных случаев использования правил о подряде;
    • при определении соответствия комплектности поставки товара;
    • при оформлении договора банковского вклада.

    Доказательства актуальности обычая делового оборота должна предоставить сторона, которая на него ссылается

    В предпринимательской практике применяются как регламентированные каким-либо актом, так и нигде не зафиксированные обычаи делового оборота. Доказательства актуальности обычая должна предоставить сторона, которая его использует.

    : доступно и подробно о предпринимательском праве

    Знание основных ресурсов предпринимательского права актуально как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Эти источники постоянно изменяются — принимаются новые законы и прекращают действовать старые.

    • ozakone
    • Распечатать

    Источник: https://ozakone.com/predprinimatelskoe-pravo/registratsiya/istochniki-predprinimatelskogo-prava.html

    ПРАВО. ТЕОРИЯ. Предпринимательское право

    Первый источник прав предпринимателей это

    Предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в сфере предпринимательства.

     Предпринимательская деятельность – деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя; инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

    Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров или оказание услуг, приносящих прибыль. С одной стороны, эта деятельность приносит предпринимателю прибыль, обогащает его, а с другой, создаёт общественные блага, необходимые для удовлетворения многочисленных потребностей людей.

    В РФ, согласно статье 34 Конституции, каждый гражданин может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности.

    Источники предпринимательского права:

    • Конституция РФ,
    • ряд кодексов (Гражданский, Налоговый, Уголовный, Об административных правонарушениях и др.

      ), главным из которых является Гражданский Кодекс РФ,

    • Федеральные законы РФ, регулирующие различные стороны предпринимательских отношений (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об акционерных обществах РФ», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе») и др.

    Основные принципы предпринимательского права :

    • свобода предпринимательской деятельности,
    • свобода договора,
    • свобода перемещения товаров, работ и финансовых средств,
    • равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,
    • свобода конкуренции и ограничение монополии,
    • государственное регулирование предпринимательской деятельности и недопущение произвольного вмешательства в частные дела,
    • законность предпринимательской деятельности.

     Субъекты предпринимательской деятельности:

    • граждане РФ;
    • граждане иностранных государств;
    • объединение граждан (коллективные предприниматели).

    Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

    Цели и интересы конкретного предпринимателя:

    • самореализация,
    • получение высоких и постоянных доходов,
    • завоевание рынка,
    • выживание в долгосрочном периоде и т. д.

    Основным мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли.

    Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и связанная с риском потери вложенных средств.

    Правом на осуществление предпринимательства гражданин РФ обладает уже с 16 лет, для этого ему необходимо:

    • письменное согласие родителей и иных законных представителей,
    • обособленное имущество в собственности, которым он будет отвечать по долгам и невыполненным обязательствам.

    Для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность необходимо зарегистрировать организационно-правовую форму в Федеральной налоговой службе РФ (ФНС РФ).

    Организационно — правовые формы коммерческих предприятий весьма многообразны, в них закрепляются правовое положение и цели деятельности предприятия. Эти формы регламентированы в ГК РФ.

    Об организационно-правовых формах предпринимательства читайте ЗДЕСЬ.

    Правовой режим предпринимательской деятельности

    Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

    В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяются:

    • правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим);
    • правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

    В зависимости от содержания регулируемых отношений:

    • налоговый (общий и специальный),
    • таможенный,
    • режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

    Одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

    В зависимости от меры вмешательства государства в экономику:

    • регистрационный режим: является общим, введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Регистрация предпринимателей – индивидуальных и юридических лиц – производится в едином реестре юридических и физических лиц;
    • лицензионный: специальный (особый), связан с приобретением организацией статуса юридического лица, а физическим лицом – статуса индивидуального предпринимателя; существует как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе; направлен на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

    В зависимости от государственной политики по отношению к субъектам рынка:

    • режим поддержки субъектов малого предпринимательства;
    • режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

    Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

    Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

    • создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; предупреждение споров между предпринимателями);
    • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
    • решение макроэкономических проблем (пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения).

    Методы государственного регулирования:

    • административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение),
    • экономические (с помощью цен, тарифов, квот, налогов и лицензий),
    • морально-политические (реализуются с помощью средств массовой информации).

    Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на:

    • прямой (финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции),
    • косвенный (система льгот и налогов, особая ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры).

    Цели вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности:

    • предупреждение экологических катастроф и решением экологических проблем;
    • борьба с криминализацией предпринимательской деятельности;
    • предотвращение экономических кризисов и социальных потрясений;
    • контроль за использованием общенациональных ресурсов;
    • социальная защита наименее обеспеченных слоев населения.

    Методы защиты предпринимателя своих прав:

    Обращение в Арбитражный суд (только после предпринятых мер к непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке) или согласиться на рассмотрение спора третейским судом.

    Обращение в Арбитражный суд осуществляется в форме:

    • искового заявления по экономическим и иным делам;
    • по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
    • по делам о несостоятельности (банкротстве);
    • по делам особого производства;
    • жалобы (при обращении в Арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций);
    • представления (при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора).

    Антимонопольное законодательство.

    Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов и правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, пресечение антиконкурентной практики.

     Источники:

    • Конституция РФ (закрепляет принцип свободы конкуренции, содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства как необходимое условие поддержки конкуренции);
    • международные акты в сфере конкурентного права (Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики и др.);
    • Федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» и др.;
    • постановления Правительства РФ и т. д.

    Уровни антимонопольного законодательства:

    • федеральный;
    • на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

    Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.