Правообладателя

Содержание

Правообладатель данных или обладатель информации – кого имеет в виду закон?

Правообладателя

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Правообладатель данных или обладатель информации – кого имеет в виду закон? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 14 ноября. URL: https://zakon.ru/blog/2020/11/14/pravoobladatel_dannyh_ili_obladatel_informacii__kogo_imeet_v_vidu_zakon

(тезисы доклада, прочитанного на  II Международной научно-практической конференции «Интеллектуальные права: вызовы XXI века» 14 ноября 2020 г. (г. Томск), где обобщаются и развиваются ранее сделанные выводы)).

В своей статье «Наборы данных, массивы данных, банки данных, базы данных – что это такое и как их различать?» я обозначила необходимость разграничивать фигуры правообладателя и обладателя информации. Но получилось слишком кратко и непонятно, поэтому хотелось исправить это упущение.

Правда, разбор поставленного в заголовок вопроса необходимо предварить целым рядом замечаний.

  1. Прежде всего надо заметить, что эксперты в технической сфере по-разному отвечают на вопрос о соотношении понятий «информация» и «данные»: кто-то говорит об их взаимосвязанности, кто-то обращает внимание на существование между ними различий, кто-то выстраивает определенную иерархию, кто-то высказывается в духе их равнозначности. То есть единая позиция по этому вопросу не сформировалась. В этих условиях не вызывает удивления то, что в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), закрепляющей понятийный аппарат, не содержится дефиниции понятия «информация» – это понятие раскрывается через термины «сведения», «сообщения», «данные».

Это дало мне основания сделать вывод о том, что подобное перечисление отражает различные аспекты понимания информации, каждый из которых нуждается в рассмотрении в самостоятельном порядке и, по всей видимости, в самостоятельной регламентации возникающих по их поводу правоотношений.

В то же время хотела бы заметить, что являюсь противником идеи провести в российском законодательстве четкий рубеж между понятиями «данные» и «информация», обосновываемой тем, что «их отождествление вступает в противоречие с существующей технологической реальностью»[1].

Мое несогласие с этой идеей базируется на существовании различных мнений у технических специалистов по поводу того, что собой представляет информация и как она соотносится с данными, а также практической невозможности провести в законе разграничение между понятиями «данные» и «информация».

Кроме того, вызывает сомнения и потребность закрепления в законодательстве подобной градации – в праве большинства государств эти термины стабильно используются как синонимы, как взаимозаменяющие понятия. Более того, например, применительно к персональным данным в европейском законодательстве используется термин «данные» (англ.

personal data), тогда как в США – термин «информация» (англ. personal information).

1) Сообщения представляют собой форму передачи информации.

Можно, конечно, передать информацию, перенеся ее на носитель (например, бумагу) посредством знаков (или букв).

Но сегодня передача информации осуществляется с использованием различных носителей и рассматривается как физический процесс пространственного переноса информации техническими средствами от источника информации к ее приемнику.

Кратко этот процесс может быть описан, например, так: источник информации посылает сообщение, которое кодируется в одиночных или нескольких следующих друг за другом сигналах; этот сигнал (сигналы) передается по каналу связи; в приемнике информации появляется принимаемый сигнал (сигналы), который декодируется и становится принимаемым сообщением.

Примечательным является то, что применительно к сообщениям речь может идти об объемах и скорости передачи информации, но никогда – о содержании передаваемой информации.

Очевидно, что в таком контексте сообщения никак не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов прав. А отношения по поводу передачи информации (сообщений) – это отношения в сфере телекоммуникаций, базовым для которых является Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».   

2) Сведения мной ранее были определены как информация, относящаяся к конкретному субъекту, объекту, факту, случаю[3]. И здесь на первый план выходит именно содержание, что принципиально отличает сведения от сообщений.

Проведенные исследования позволили мне сделать вывод, что по критерию неизвестности содержания третьим лицам сведения можно подразделить на три основные категории: (1) общедоступные и общеизвестные сведения; (2) персональные данные (личные сведения) и (3) тайны.

В публикациях и выступлениях иногда говорится об отсутствии потребности в разделении персональных данных и тайн – это, мол, в любом случае конфиденциальные сведения, поэтому у них должен быть единый правовой режим, а лучше – и единый закон. На мой взгляд такая позиция неверна.

Это связано с тем, что понятие «конфиденциальность» для целей права нельзя понимать слишком упрощенно – в значении чего-то секретного или тайного.

Нужно учитывать уже сложившийся в развитых юрисдикциях подход, при котором за понятием «конфиденциальность» признается более широкое значение: им охватываются как собственно тайны (секреты), так и иные формы ограничений применительно к конкретным типам информации.

Иными словами, конфиденциальность может иметь вид как секретности (secrecy), так и приватности (privacy), о чем я писала ранее в статье «Являются ли персональные данные действительно конфиденциальными, или Как соотносятся категории «персональные данные» и «тайны» (взгляд цивилиста)»).

Секретность понимается как форма сокрытия информации, которая носит недобровольный характер и предусматривает санкции за разглашение.

Именно под режим secrecy подпадают государственные, профессиональные, служебные, коммерческие тайны, тайны частной жизни (личные, интимные, семейные), а также, например, информация для служебного пользования, согласованная контрагентами конфиденциальная информация и т.п.

Иной разновидностью конфиденциальности является приватность, представляющая собой такую форму ограничения доступа к сведениям, в силу которой всякое их использование допускается только с согласия субъекта этих сведений.

Иными словами, при таком режиме доступ к сведениям значительно более свободный, но использование их без соответсвующего согласия запрещено.

Эта разновидность конфиденциальности распространяется на персональные данные, которые вовсе не являются тайной (секретом), но использование которых третьими лицами допустимо лишь при условии соблюдения установленных законом правил.

В отечественном праве сведения традиционно не рассматриваются в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (и, соответственно, вопрос об их правообладателе не встает) – противоположная же позиция признается крайне дискуссионной.

Единственным, по всей видимости, исключением из общего правила является коммерческая тайна и ее «интеллектуальный клон» – секрет производства, за которыми действующее законодательство сегодня признает возможность выступать объектами гражданских прав.  

Отношения по поводу сведений – это, прежде всего, отношения, касающиеся ихобработки, то есть накопления, сбора, хранения, распространения и проч. Кроме того, по поводу сведений могут возникать и отношения, связанные с их использованием для решения разнообразных насущных задач.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/11/14/pravoobladatel_dannyh_ili_obladatel_informacii__kogo_imeet_v_vidu_zakon

Правообладатель (субъект авторского права): кто это, правовой статус, защита прав, разница с автором

Правообладателя

История авторского права началась ещё в давние времена вместе с появлением авторства. В Средние века монархи жаловали авторов привилегиями, иметь которую значило обладать правом на свою работу. Сейчас быть автором сложно и просто одновременно: с одной стороны, новые технологии облегчили жизнь специалистам всех профессий, но с другой — юридических тонкостей и правил стало больше.

Поэтому авторы часто не знают, как правильно представить публике своё творение и как получить от этого выгоду. Слово «правопреемник» хоть и появилось позже, но уже имеет огромное значение. Правопреемники тесно связаны с авторами, работают в той же области, однако быть правопреемником (правообладателем) даже выгоднее, чем автором.

В чём же заключаются положительные стороны этого статуса?

Что такое авторское право

Авторское право — это законодательно защищённое право лица (физического или юридического, но только в статусе правообладателя) на использование и создание произведений искусства, научных трудов и литературы.

Оно является одним из видов интеллектуальной собственности.

Авторское право материально, то есть не действует на вербальные конструкции, изречения, предположения, способы и тому подобное, а охраняет только произведения — всё, что когда-либо было создано автором (книги, музыкальные композиции, произведения науки и т. д.).

Профессия программиста сейчас настолько популярна, что для защиты прав специалистов этой сферы деятельности было выделено авторское право на электронное обеспечение для ЭВМ (прошивки, игры, другие программы).

Авторские права включают в себя следующие виды прав:

  • личные неимущественные:
    • право на имя, если это имя знаменитости или уникальный псевдоним. К примеру, Ани Лорак, Щедрин (М. Е. Салтыков-Щедрин — феномен в этом вопросе: псевдоним слился с его настоящей фамилией);
    • право на защиту репутации (оно неразрывно связано с правом на имя: если у вас публично известное имя, значит, за вами и вашей личной жизнью пристально следят. Поэтому, если ваша репутация будет опорочена, вы сможете реализовать право на защиту репутации и потребовать компенсацию морального ущерба);
    • право на обнародование (это право даёт возможность автору по желанию опубликовать творение, распространить его или оставить необнародованным. При этом под «обнародованием» подразумевается выпуск копий произведения (только в материальном виде). Если вы передаёте право на использование произведения другому лицу, то это значит, что вы условно согласились на его обнародование).
  • личные имущественные:
    • право пользоваться произведением в любой форме и любым способом (будучи автором, вы можете распоряжаться своим творением, как вам заблагорассудится, а также передать право пользования стороннему лицу);
    • право на авторские гонорары (автор получает доход от распространения своих произведений).

Автор может не регистрировать свою работу и не отображать авторский знак, но это не лишает его произведение авторской защиты

Необходимо понимать, что утратить авторское право невозможно, его можно только передать.

Понятие смежных прав

Авторские и смежные права не принято отделять друг от друга. Смежные права регулируют вопросы не совсем авторской деятельности, но всё же творческой и уникальной. К объектам смежных прав относятся, например, переводы текстов с иностранных языков, фонограммы, кавер-версии песен. И, например, при продаже переведённой книги гонорары получает и переводчик, и автор, и издательство.

Использовать авторскую композицию можно только при наличии соответствующего разрешения от правообладателя, или по истечении периода правовой охраны произведения

Если в авторской композиции изменениям подверглась ритмическая или гармоническая сторона, сделана оригинальная аранжировка, то оно будет считаться творческой переработкой (музыкальной транскрипцией), не затрагивающей авторские права.

Владимир Хоменко, финансовый директор компании GiveMeMusic

http://givememusic.ru/kaver-versija-s-tochki-zreniya-avtorskogo-prava

Объекты и субъекты авторского права

Допустим, писатель написал роман и подписал с кинематографической компанией договор, разрешающий использование в новом фильме сюжета этой книги. Тогда обе стороны (писатель и создатели кино) будут субъектами права интеллектуальной собственности. Писатель (автор, исполнитель, изобретатель) называется творцом.

Кинокомпания и другие лица, заинтересованные в извлечении выгоды из собственности автора и заключившие с ним договор, называются правообладателями. Объектом авторских правоотношений является право на произведение (картину, статью, фильм и т. д.).

В рассмотренном случае это будет право на заимствование сюжета книги.

Объекты авторского права

К объектам авторского права главным образом относятся:

  • литературные, драматические и музыкально-драматические произведения;
  • музыкальные творения с текстом или без него;
  • произведения декоративно-прикладного и сценического искусства;
  • труды архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • программы для ЭВМ, игры, прошивки, операционные системы;
  • аудиовизуальные произведения всех существующих жанров (кинофильмы, видео, телепередачи);
  • произведения живописи, традиционной и современной скульптуры, компьютерной графики и дизайна;
  • комиксы и графические романы;
  • фотографические произведения и сходные с ними объекты искусства, полученные физико-химическими способами;
  • географические, геологические и другие карты, планы, схемы, чертежи, эскизы;
  • сборники и «производные произведения» (тесты, аннотации и т. д. — объекты смежных прав).

Стоит учитывать, что объектами авторского права не являются официальные документы, официальные символы (внесённые в так называемые перечни стандартных символов ANSI и ASCII), фольклор и сообщения о фактах.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершённые в крупном размере наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ст. 146 Уголовного кодекса РФ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b683408102681707f2702cff05f0a3025daab7ab/

Субъекты авторского права

Авторы являются главными субъектами авторских прав. То есть любое физическое лицо, трудом которого было создано произведение. Автор получает права на своё произведение сразу после того, как оно становится материальным (настолько, чтобы его смогли воспринимать другие лица).

Если в создании произведения участвовало несколько физических лиц, то такое произведение создано в соавторстве и принадлежит одновременно всем соавторам.

Причём неважно, создавались все составляющие произведения коллективно, или же каждая часть обязана своим существованием какому-то конкретному лицу.

Условием для возникновения соавторства является договорённость о сотрудничестве между всеми авторами, принимающими участие в проекте.

Соглашение между авторами — обязательный элемент соавторства

И, наконец, отдельное место в списке субъектов авторских прав занимают правопреемники (правообладатели).

Правообладатель — это физическое или юридическое лицо, которому вы передали право на использование своего произведения, условно согласившись на его распространение. Писателям, например, жизненно необходима работа с правообладателем, которым в этом случае является издательство.

Посудите сами, писателю нужно опубликовать книгу, но навыков в её оформлении, наборе, работе с печатниками у него нет. Для этого он идёт в издательство и предлагает свою рукопись для опубликования.

То есть правообладатель проводит ту работу над произведением, которую сам автор сделать не в состоянии, и получает прибыль от его распространения.

Быть правообладателем выгодно по многим причинам. Во-первых, маленькое произведение одного автора, выкупленное правообладателем, может стать частью чего-то большего.

Например, некая крупная компания заметила, что малоизвестный программист написал важную программу, которая могла бы стать очень ценной и принести этой компании крупный доход. Так как программист малоизвестен, и программу у него вряд ли кто-то купит, компания предлагает ему небольшую сумму за его код. И он соглашается.

Вскоре программисту становится известно о росте и успехах компании благодаря его программе, и все забыли о том, что именно ему эта организация обязана своими достижениями.

Бывают ситуации, когда правообладатель становится известнее автора

Во-вторых, приобретённая интеллектуальная собственность может составить большую часть активов вашей компании, сделать её более ценной и инвестиционно привлекательной. В-третьих, становясь правообладателем, вы получаете государственную защиту от нелегального использования объекта авторских прав (попросту — «пиратства»).

Пиратство — это, наверное, самая большая проблема правообладателя. Нелегальное копирование и распространение наносит большой ущерб как кошельку, так и репутации.

Однако в каждой тёмной комнате найдётся лучик света — законодательством РФ предусмотрены штрафы и возмещение нанесённого вреда.

К примеру, компенсация за каждый случай нарушения авторских прав может составлять от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Уголовное преследование пиратов является наиболее эффективным средством борьбы с нарушением авторских прав

Пиратство является довольно неоднозначным явлением в современной культуре. Безусловно, такая деятельность является незаконной. Однако случаются и необычные истории о пиратстве.

Например, многомиллионная компания Microsoft учитывает тот факт, что люди любят получать всё бесплатно.

Поэтому, принимая во внимание неизбежность кражи их продукции, корпорация придерживается рискованной политики и утверждает:«Если собираетесь воровать ПО — воруйте у нас!»

Как стать правообладателем

Как говорится, все дороги ведут в Рим. Так и в этом случае — для того чтобы стать правообладателем, существует несколько способов:

  • стать автором, так как автор — это первичный правообладатель. Но тогда понадобятся свежие мысли и новые идеи, которые не у всех людей есть;
  • подписать с автором договор авторского подряда. Его суть заключается в том, что вы нанимаете автора на неких оговорённых условиях, чтобы он создал нечто определённое. В этом случае сам автор останется в тени, а вы получите и результат его интеллектуальной деятельности, и гонорары после обнародования;
  • полностью выкупить у автора авторские права на его творение (отчуждение исключительного права). Для этого подписывается одноимённый договор, в котором обязательно указывается размер вознаграждения автора. В результате факт авторства останется за автором произведения, но распоряжаться им сможете только вы;
  • выкупить часть прав на произведение (тогда вы не сможете распоряжаться этим произведением и придётся считаться с автором). Для этого оформляется лицензионный договор. Лицензия бывает двух видов:
    • исключительная. Тогда вы не сможете заключать другие лицензионные договоры;
    • неисключительная. Вы сможете оформить бесконечное множество лицензий и больше заработать.

Заключение лицензионных договоров на использование объекта права интеллектуальной собственности является очень популярной практикой

Лицензиат может пользоваться результатом интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав, сроков и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Что такое ТРОИС и для чего он нужен

Таможенные органы РФ считают своей основной задачей прекратить незаконный ввоз и вывоз товаров через границу.

Для этого был создан Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который защищает права правообладателя, если тот думает, что при перевозке интеллектуальной собственности через границу могут нарушаться его права.

Такой правопреемник может подать в Государственный таможенный комитет РФ заявление о добавлении товаров в группу «риска» ТРОИС (процедура включения в реестр бесплатна). В заявлении должны быть указаны следующие данные:

  • информация о правообладателе, а в случае если заявление подаётся его представителем, также о представителе;
  • информация об объекте интеллектуальной собственности;
  • информация о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию, их вывоз из Российской Федерации или совершение иных действий с которыми во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечёт нарушение его прав (изложить нужно довольно подробно, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары);
  • информация о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

Заявление сопровождается распиской, в которой правообладатель обязуется возместить ущерб, связанный с приостановкой производства товара (не меньше 300 тыс. рублей). А также прилагается документ, подтверждающий права правообладателя на интеллектуальную собственность.

При добавлении в реестр этот товар перестаёт выпускаться в течение двух лет со дня добавления (этот срок может быть продлён по заявлению правообладателя). Если на таможне обнаруживаются товары, выпуск которых нарушает права правообладателя, их производство приостанавливается на 10 рабочих дней.

В современном мире, где, казалось бы, всё уже придумано, можно создать что-то новое, но для этого потребуется много фантазии и сил. Такую трудоёмкую работу выполняют авторы.

Малоизвестным творцам, даже если они вкладывают всю душу в дело, сложно добиться справедливой оценки и оплаты результатов труда. Поэтому многие продают права на собственные произведения.

Иногда среди таких «малоизвестных авторов» мелькают непризнанные гении, чьи идеи имеют большую ценность. Находить этих счастливчиков и покупать у них концепции — задача правопреемника, который доводит до ума задумки автора и получает чистый бриллиант из невзрачного алмаза.

И в следующий раз, когда вам попадётся надпись «заблокировано по просьбе правообладателя» на каком-либо сайте, не стоит отождествлять правообладателей с исчадиями Ада: эти ребята просто делают свою работу.

  • ozakone
  • Распечатать

Источник: https://ozakone.com/grazhdanskoe-pravo/subektyi-avtorskogo-prava.html

Кто такой правообладатель: правовой статус и отличие от автора

Правообладателя

Авторские права защищаются государством, что гарантирует создателям предметов интеллектуальной собственности абсолютную безопасность. Закон выделяет две стороны отношений – автора и правообладателя. Если автор – создатель произведения, то кто же такой правообладатель в авторском праве? Этот вопрос и будет изучен в статье.

Под авторским правом в объективном его значении понимается институт гражданского права, посредством которого происходит регулирование правоотношений, связанных с формированием и практическим применением изобретений. К последним относятся продукты науки, искусства, литературы, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и т. д.

Автор и правообладатель

Возникновение авторских прав начинается с момента создания произведения. Они включают в себя следующие элементы:

  • исключительное право (имущественное полномочие на использование произведения и распоряжение им);
  • неимущественное право (оно распространяется на неприкосновенность и имя продукта творчества).

В качестве автора может выступать исключительно физическое лицо, создавшее то или иное произведение. Это может быть конкретный человек или группа лиц. В роли правообладателя может быть не только сам автор, наделенный авторскими правами, но и организация, получившая полномочия на распоряжение произведением по соглашению (договору).

Основные объекты и субъекты авторского права

Субъектом авторского права признается создатель продукта и его пользователь.

Рассмотрим практический пример.

Писатель издал книгу в жанре «детектив», а затем подписал с кинематографической организацией договор. В нем сказано, что фирма создаст экранизацию книги, соответственно, обретет право на ее использование в своей деятельности. Вопрос: кто есть кто, и кому какие права положены по закону?

В итоге получится, что обе стороны – и писатель, и режиссер – станут субъектами этого права. В данном случае писатель будет называться творцом, а кинокомпания – правообладателем (как, собственно, и любое другое лицо, заинтересованное в извлечении из собственности автора выгоды).

Объектом авторского права признается право на само произведение, будь то картина, фильм, статья и др.

В рассматриваемой нами ситуации это полномочие на использование книжного сюжета в кинокартине.

Главным образом к объектам авторского права относятся следующие продукты:

      предметы декоративно-прикладного искусства;
      градостроительные достижения;
      программные софты для ЭВМ (включая всевозможные прошивки, игры, ОС);
      видеоролики любого характера и назначения;
      эскизы, чертежи, шаблоны, схематические рисунки.

К субъектам АП не принято относить официальные бумаги, символы, фольклор, уведомления о фактах.

Чем грозит незаконное применение авторского права

Злоумышленное деяние чревато несением ответственности в виде штрафа в размере до 200 00 р. или в величине дохода осужденного лица в течение срока до 18-ти месяцев.

Наряду с этим в качестве наказания используются обязательные работы сроком до 480 ч, исправительные труды до 2-х лет, принудительные работы или лишение свободы на тот же срок. Регламент – ст. 146 УК РФ.

Кто такой правообладатель

Правообладателем является физическое лицо (обычный гражданин) или юридическое лицо (организация), которому было передано право на пользование объектом интеллектуальной собственности.

Например, писатели очень нуждаются во взаимодействии с правообладателями, в лице которых выступают издательства. Ведь написанная книга – это лишь полдела. Ее необходимо отредактировать, опубликовать, продать, в конце концов.

Для этого писатель обращается в издательство и предлагает рукопись к публикации.

В рассмотренном примере на плечи правообладателя ложится работа, которую непосредственно сам автор выполнить не может. В итоге обладатель права становится посредником и получает прибыль от распространения чтива.

Какими привилегиями наделяется правообладатель

На практике быть правообладателем крайне выгодно, и тому есть несколько причин:

  • незначительное по объему произведение одного автора, купленное правообладателем, может стать элементом чего-то более масштабного (например, если писатель неизвестен и не знаменит, потенциальные клиенты вряд ли обратят на него внимание, а на агентство с колоссальным опытом работы и хорошей репутацией, которое и выступит в роли правообладателя, «клюнут» однозначно);
  • купленные объекты интеллектуальной собственности могут стать существенными активами, которые принадлежат правообладателям, что позволит сделать компанию более привлекательной с инвестиционной точки зрения;
  • правообладатель может рассчитывать на получение всесторонней государственной защиты от неправомерного использования материалов – объектов авторского права, «пиратства».

Как можно стать правообладателем

Есть несколько вариантов стать обладателем прав на тот или иной объект интеллектуальной собственности.

  1. Стать автором, то есть создать продукт своими силами. Поскольку автор выступает в качестве первичного правообладателя, этот способ является основным. Но для реализации идеи придется вооружиться свежими мыслями и некоторыми навыками, что не всегда осуществимо.
  2. Подписать соглашение авторского подряда с непосредственным создателем произведения. В итоге получится, что вы наймете автора на выгодных вам условиях, чтобы тот создал что-то новое. Затем он останется в тени, а его партнер (то есть вы) получит итог интеллектуальной работы в пользование и распоряжение. Соответственно, ему же достанутся и все гонорары.
  3. Осуществить выкуп авторских прав у создателя произведения. Эта процедура носит название отчуждения исключительного права и подразумевает подписание одноименного договора с указанием суммы авторского гонорара. Вследствие этого факт авторства сохранится за изобретателем, однако распоряжаться продуктом будет правообладатель.
  4. Приобрести определенную долю прав на произведение. Правообладатель получит права, смежные с авторским. Это не позволит распоряжаться объектом интеллектуальной собственности в полной мере и вынудит вас считаться с его создателем на основе лицензионного соглашения. Оно может носить исключительный характер, и тогда правообладатель лишится возможности заключения прочих договоров. Есть и неисключительные договоры, при которых количество оформляемых лицензий ничем не ограничивается. Эти способы взаимоотношений между сторонами распространены на практике. Лицензиат обретает право на пользование интеллектуальной собственностью лишь в рамках тех прав, сроков и способов, которые предусмотрены в составленном соглашении.

Таким образом, быть правообладателем – выгодно и престижно. Поэтому многие компании стремятся обзавестись этим статусом.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/kto-takoj-pravoobladatel/

Правообладатель как субъект авторского права

Правообладателя

В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с понятиями «Авторское право» и «Автор». Сегодня мы постараемся подробно рассмотреть данный вопрос и узнаем права правообладателя, кто является собственником объекта интеллектуальной деятельности, как им стать и прочее.

Кто такой правообладатель в авторском праве

Если у человека есть авторские права, он является правообладателем в авторском праве, а не владельцем или собственником, как думают некоторые. Разница в том, что владельцем может быть сам автор, тот кто его нанял или любое другое лицо, которому были переданы определенные полномочия на основе заключенного договора.

Если у человека есть авторские права, он является правообладателем в авторском праве

С тем, кто такой собственник понятно, но что подразумевается под понятием «Авторские права»? Если говорить простым языком, это специальный термин в юриспруденции, при помощи которого описываются права автора на его творение, например, литературное или художественное произведение, книгу, музыку, скульптуру, фильм, программу и так далее. Законом охраняются уникальные произведения.

Собственник и автор могут быть разными людьми. Допустим один человек написал картину и является ее создателем, но затем он передал полномочия на нее другому человеку, который будет ее собственником.

Какие права имеет владелец по закону

Собственник получает возможность использовать результат интеллектуальной деятельности на свое усмотрение, но не нарушая закон. Он может давать согласие или запрещать иным лицам пользоваться его продуктом.

Никто другой, кроме собственника не может использовать результат деятельности интеллектуального характера или средство индивидуализации без его согласия, в противном случае это будет признано незаконным и повлечет за собой ответственность согласно Кодексу и иным законам.  Исключением являются случаи, предусмотренные действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Если это сократить, получается, что правообладатель является владельцем своей или чужой интеллектуальной деятельности. Он обладает возможностью делать с ней все, что посчитает нужным в рамках закона, конечно.

Важно! Никому не разрешается использовать и распространять какой-либо продукт, созданный кем-то другим без разрешения на это его собственника.

Как стать собственником

В данном вопросе все зависит от того, кто хочет стать обладателем прав на что-либо. Если создатель, ему достаточно сотворить произведение, свой шедевр, а если кто-то желает стать собственником чего-то продукта, придется пройти определенные процедуры.

Человек, создавший книгу, автоматически становится ее владельцем

Что нужно чтобы стать владельцем? Все просто: если кто-то хочет стать творцом произведения или продукта, который будет охраняться законом, нужны лишь способности, в остальных случаях:

  1. Нужно получить согласие создателя или другого владельца объекта на передачу прав основателя.
  2. Лицензионный договор.
  3. Акт о приеме-передаче.
  4. Нужны деньги, чтобы оплатить владельцу передачу всех полномочий на творение, исключением являются случаи, когда передача происходит на безвозмездной основе.

Теперь давайте по порядку рассмотрим процесс получения прав на свое или чужое творение. Для разных случаев он отличается:

  1. Если вы что-то создали, например, клип, картину, книгу и так далее, никаких дополнительных действий, чтобы стать владельцем предпринимать не нужно. Вы автоматически становитесь владельцем.
  2. Другой случай – когда вы работаете над чем-то не один, то есть, вместе с кем-то пишите книгу или картину. В таком случае создателей по факту может быть 2 и больше, но по закону он может быть только один, поэтому кто-то из участников данной деятельности должен стать основателем, а второй будет считаться соавтором.
  3. Может случиться так, что вам понадобятся исключительные права на чужое произведение. Допустим вы наняли писателя, чтобы он создал книгу по вашим материалам, в таком случае нужно будет заключить с ним авторский лицензионный договор. Вы можете дополнить его нужными пунктами, указать какие права передаются и на какой срок, в нем указывается абсолютно все, что касается произведения, например, в какой срок будет выполнена работа и способ передачи денег.
  4. Факт того, что объект авторского права был передан его владельцем иному лицу подтверждается при помощи акта приема-передачи. Там же указывается число, формат объекта, объём, серийный номер (если есть). Не будет лишним указать, что обе стороны не имеют претензий друг к другу.
  5. Затем обе стороны расписываются в акте, и права на объект переходят новому владельцу, который официально становится владельцем.

Защита прав правообладателя

Защита прав правообладателя, подкреплена законодательной базой

Авторское право подкреплено определенной законодательной базой:

  1. Гражданским кодексом РФ, ст. 1259.
  2. Конституцией РФ.
  3. Федеральным законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», статья 6.
  4. Законодательными актами регионального уровня.

Рассмотрим защиту прав правообладателя на примере написанной автором книги. Чтобы его владение ею не было впоследствии оспорено, следует соблюдать некоторые условия:

  1. Сначала нужно убедиться, что автор сам не нарушил чьи-то авторские права.
  2. Если все в порядке, то как вариант, можно распечатать книгу и отправить самому себе по почте. Но ни в коем случае не нужно вскрывать конверт.
  3. Если произведение издано, то исключительные права защищены договором с издательством.
  4. Еще можно обратиться к нотариусу, произведение будет перенесено на любой подходящий носитель (бумага, флешка, диск) и заверено, однако это не бесплатно.

Чтобы оповестить других, что продукт защищен от плагиата, используется специальный значок в виде буквы «C» в кружочке.

Важно! Всем изданным книгам присваивается международный ISBN код, по которому их можно идентифицировать.

Заключение

Теперь вы знаете, кто может называться собственником продукта или какого-либо произведения, какие полномочия у него имеются и как, вообще, можно получить авторские права.

Источник: https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/pravoobladatel-v-avtorskom-prave.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.