Правовое регулирование предпринимательской деятельности в связи

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в связи

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в связи

Связь как отрасль народного хозяйства призвана удовлетворять общественные и личные потребности в обмене различными видами информации с помощью средств почтовой, телеграфной и телефонной связи, телевидения и радиовещания, а также распространения периодической печати.

Услуги связи реализуются через почтовую, телеграфную, телефонную, местную телефонную связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение и космическую связь.

Почтовая связь — деятельность по пересылке и доставке почтовых отправлений (писем, посылок, денежных переводов).

Электрическая связь включает сети и средства, обеспечивающие телефонную, телеграфную связь, передачу данных с использованием компьютерной сети (ЭВМ), средства радиовещания. Услуги связи представляют собой деятельность предприятий связи, обеспечивающих нормальное функционирование соответствующих устройств, каналов связи.

В ГК РФ нет специальных норм о договорах на оказание услуг связи. В нем имеется гл. 39 «Возмездное оказание услуг, правила которой применяются в том числе к договорам оказания услуг связи» (ч. 2 ст. 779).

Законодатель установил, что, если иное не предусмотрено договором, исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780), заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре (ст. 781).

Договор услуг связи регулируется также общими положениями о подряде и положениями о бытовом подряде (ст. 783). Отсюда следует, что договор на оказание услуг связи является публичным договором. К отношениям по договору на оказание услуг связи, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Предпринимательская деятельность отрасли связи регулируется также Федеральными Законами «О связи» от 2003г., «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г., и специальными нормативными правовыми актами, утверждаемыми Правительством РФ( Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи от 18 мая 2005г.).,

Хозяйственная деятельность предприятий Во многих случаях реализуется путем заключения хозяйственных договоров с другими хозяйственными органами, которые опосредствуют отношения по оказанию услуг связи и составляют основное содержание деятельности предприятий связи. К такого рода услугам относится деятельность по предоставлению во временное пользование технических средств связи, передаче информации и имущества, распространению периодической печати.

Хозяйственные договоры, заключаемые в отрасли связи, делятся натри группы.

Договоры на предоставление в аренду технических средств и каналов связи.

Договоры на оказание услуг: на пересылку информации и имущества. К ним относятся договоры на обслуживание городской служебной почтой (ГСП), доставку ценных писем организациям и др.

Договоры на распространение печати, заключаемые с центральными, республиканскими и местными издательствами на распространение, экспедирование, пересылку и доставку периодических изданий.

Правовой формой предоставления услуг телефонной связи является договор абонементного обслуживания. На имя предприятия, пользователя открывается абонемент (после подключения к соответствующей сети связи и уплаты за это включение вознаграждения).

Особенность абонементного обслуживания состоит: 1) в бессрочности отношений; 2) в оплате за услуги в течение определенного периода времени независимо от количества переговоров в этот период (оплата по тарифу) и повременная оплата за время пользования телефонной сетью местной и междугородной, производимая за каждую минуту связи, регулируемых показаниями счетчика.

Предприятия связи, обеспечивающие телефонную связь— предприятия-монополисты.

Тарифы на услуги связи этих предприятий регулируются государством путем установления предельного уровня рентабельности, публичностью договора на оказание услуг, отрасль связи разработала односторонне выгодные формы договоров, в которых предусматривается ответственность лишь пользователя, но не исполнителя. Поэтому предпринимателям и другим пользователям услуг связи необходимо в конкретных случаях руководствоваться соответствующими нормами Закона «О защите прав потребителей».

Правовой формой оказания услуг почтовой связи является договор доставки почты. По этому договору исполнитель (почта) обязуется доставить переданное ей отправление (вещь, документ, почтовый перевод) получателю, а отправитель обязуется уплатить за доставку установленную плату.

Данный договор представляет собой договор почтовой экспедиции.

Договор транспортной экспедиции отличается тем, что он способствует, предшествует договору перевозки груза: экспедитор либо отправляет грузы клиента (сдает их перевозчику), либо получает их от него (передает грузополучателю).

В соответствии с договором почтовой экспедиции почтовое предприятие может и не обращаться к услугам перевозчика: если оно имеет свой транспорт, то в пределах города может самостоятельно перевозить отправлении.

По договору экспедиции право собственности на груз, вверенный экспедитору, до передачи его перевозчику принадлежит клиенту (грузоотправителю); при неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства почтовой доставки претензия и иск могут быть предъявлены как к предприятию связи, принявшему почтовое отправление, так и к почте по месту назначения отправления.

Договор доставки почты (почтовой доставки) содержит элементы договоров комиссии, хранения, перевозки. Заключая договор доставки почты, предприятие связи одновременно действует как представитель других предприятий Министерства связи Российской Федерации. Именно поэтому почта по месту назначения отправления выдает его адресату, отвечает за несохранность почтового перевода, иного имущества.

Закон о связи говорит об охране таких важных интересов клиентов кактайна переписки, телефонных переговоров и документальных сообщений.

Услуги связи могут оказывать лишь предприятия, имеющие соответствующее разрешение (лицензию), которое выдается Министерством связи РФ. Средства связи, используемые в сети электросвязи, подлежат сертификации.

Источник: https://studopedia.org/8-214808.html

Предпринимательская деятельность: понятие, признаки, формы и основы правового регулирования

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в связи

Право РФ дает легальное определение предпринимательству в Гражданском кодексе.

Определение 1

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность лица (как юридического, так и физического). Она ведется в гражданском обороте, осуществляется от собственного имени, на свой риск и под собственную ответственность имущественного характера. Лицо должно направлять эту деятельность на систематическое получение прибыли.

Предприниматель способен получать прибыль при осуществлении нескольких действий:

  • пользование имуществом,
  • продажа изделий, которые могут быть выпущены, переработаны или приобретены для реализации,
  • выполнение определенной работы,
  • оказание услуг.

К деятельности предпринимателя нельзя отнести ремесло, адвокатскую деятельность, частную деятельность нотариуса, услуги по агроэкотуризму, деятельность лица по использованию своих ценных бумаг, банковского счета как платежа или сохранение денежных средств, разовую продажу физическим лицом на торговых площадках (рынок), где можно осуществлять торговлю в соответствии с законом.

Признаки предпринимательства

Для предпринимательства характерны общие (самостоятельность и риск) и специфические признаки предпринимательской деятельности (направленность, возможность систематически получать прибыль, необходимость государственной регистрации).

В целом деятельность предпринимателя носит самостоятельный характер, то есть лицо ведет ее в своих интересах. Если деятельность не может являться самостоятельной, то ее не относят к этой категории.

Пример 1

Не является предпринимательской деятельностью работа определенного учреждения, поскольку кроме своей основной деятельности, оно ведет предпринимательскую только для достижения цели своего создания. Это можно объяснить тем, что собственник создает учреждение для определенной социальной, управленческой или культурной цели, которая не всегда способна приносить доход.

Любая страна осуществляет правовое регулирование предпринимательской деятельности. Она организуется лицом по своему усмотрению, при этом необходим контроль государства.

Конституция и Гражданский кодекс гарантируют право осуществления предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом.

Также законодательство регулирует и вопрос о том, что нерегламентированное государственное вмешательство в деятельность предпринимателей не допустимо.

Предприниматели вправе обращаться в хозяйственные суды или в суды общей юрисдикции, подавая заявление о признании недействительными ненормативных актов органов государства или органов местного самоуправления. Это же предусмотрено и для нормативных актов, которые не соответствуют закону (правовым актам) и нарушают права и охраняемые законодательством интересы предпринимателей.

Еще одна особенность предпринимательства заключается в наличии риска. На самом деле свобода деятельности всегда характеризуется наличием риска, включая последствия определенных действий или их отсутствия. Если рассматривать безрисковую деятельность, то ее не всегда можно отнести к сектору предпринимательства.

Пример 2

Работа государственных и прочих учреждений не относится к предпринимательской деятельности. Это обусловлено тем, что в случае недостаточного количества средств у учреждений субсидиарная ответственность по долгам ложится на собственника соответствующего имущества.

Деятельность предпринимателя всегда в основе имеет направленность на получение прибыли, но по различным причинам этот результат не всегда можно достичь.

Здесь можно говорить о коммерческом риске в виде нормального явления рынка, которое относится к наступлению неблагоприятных последствий для предпринимателей.

Причины подобных неблагоприятных последствий могут быть как субъективными, так и объективными.

Если причины объективны, то они не зависят от предпринимателя и прочих лиц (стихийное бедствие и прочие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства).

Объективные причины должны приниматься предпринимателями к учету заранее для того, чтобы была возможность принимать необходимые меры для устранения или уменьшения своих возможных потерь.

Одним из примеров может быть страхование, наряду с которым помимо страхования от коммерческого риска существует возможность самострахования с помощью формирования за счет части собственной прибыли резервных (страховых) фондов, необходимых для покрытия любых непредвиденных расходов.

Субъективные причины возникновения неблагоприятных последствий включают неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателями или их контрагентами по договорам. Здесь возникает предпринимательская ответственность или ответственность контрагента, которая выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для определенных лиц и обусловлено правонарушениями с их стороны.

Предприниматели должны нести ответственность в том случае, когда не смогут доказать, что надлежащее исполнение обязательства невозможно по причине непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых в определенных условиях обстоятельств (военные действия, стихийное бедствие и др.). Вина представляет собой необходимое условие ответственности предпринимателей в случае, когда прямо предусматривает закон или договор.

Замечание 1

Предпринимательскую деятельность должна характеризовать систематичность в получении прибыли. Здесь речь идет об основной цели работы предпринимателя. Если получение прибыли не является основной целью работы, то лицо не рассматривается в качестве предпринимателя, при этом его деятельность нельзя считать предпринимательской.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

В современных условиях в качестве цели предпринимательства выступает не только выпуск продукции (работ, услуг), который сам собой разумеется как средство достижения целей предпринимателя, а само извлечение прибыли. Действующее законодательство легализовало цель предпринимательства в виде систематического профессионального извлечения прибыли.

В составе предпринимательской деятельности каждую отдельную сделку можно считать важным звеном целого плана предпринимателей, который формируется для того, чтобы получить конечный результат в виде прибыли.

В итоге для предпринимателя важна не сфера деятельности, включая торговую, посредническую, строительную, транспортную, страховую, банковскую, инвестиционную и др. Основу для предпринимателя представляет конечная цель, а именно систематическое получение прибыли.

В этом ключе деятельность в любой экономической сфере можно считать предпринимательской, так как она концентрируется на извлечении прибыли в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи.

И чем больше прибыли планируется получить в той или иной сфере деятельности, тем большим вниманием со стороны предпринимателей она будет пользоваться.

Предпринимательство – это деятельность, которая ведется лицами, прошедшими регистрацию в качестве предпринимателей. Осуществление подобной деятельности без регистрации запрещено. Доходы, получаемые в процессе предпринимательской деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Что касается государственной регистрации, а в определенных случаях и лицензирования предпринимательства, то она необходима для осуществления контроля со стороны общества в случаях, которые указывает законодательство.

Вывод

После рассмотрения признаков предпринимательской деятельности, можно сделать вывод о том, что существует определенное соотношение между хозяйственной и предпринимательской деятельностью.

То, что включено в содержание предпринимательской деятельности, характерно и для любой хозяйственной деятельности.

Тем не менее, предпринимательство отличается несколькими характерными признаками, что позволяет рассматривать ее как более узкое понятие, чем хозяйственную деятельность.

Формы предпринимательской деятельности и их государственное регулирование

Правовую форму осуществления предпринимательской деятельности считают внешним выражением, которое зафиксировано законом, положением субъекта, которое ведет эту деятельность, порядок формирования и использования имущества и ответственности в хозяйстве.

Это понятие состоит из нескольких элементов:

  • статус самого субъекта, сообщение об этом государственным органам;
  • имущественные отношения по поводу создания базы для предпринимательства, по поводу распределения его результатов;
  • ответственность в пределах выбранной формы и вовне (перед контрагентами и потребителями).

Принято различать несколько форм предпринимательской деятельности:

  1. без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  2. с образованием юридического лица (хозяйственные товарищества, как полные, так и коммандитные; хозяйственные общества, с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа, унитарные предприятия, производственные кооперативы и крестьянские, фермерские хозяйства).

Регулирование предпринимательской деятельности государством представляет собой целенаправленную деятельность определенных законодательных и иных органов. Они с помощью системы различных форм, методов способны обеспечивать достижение поставленных целей и решать важные экономические, социальные и другие задачи в процессе регламентации хозяйственных отношений.

Функции государства в сфере регулирования предпринимательства включают:

  1. Защиту экономического правопорядка.
  2. Формирование хозяйственных целей, включая сроки их достижения.
  3. Распределение и перераспределение с помощью бюджета доходов между отраслями и регионами.
  4. Стимулирование с помощью субсидий и дотаций обеспечения развития организаций, отраслей в заданном направлении.
  5. Контроль хозяйственного законодательства.

Важнейшими формами государственного регулирования являются:

  1. Планирование в виде организационной деятельности компетентных органов государства в области выбора и постановки целей, определения приоритетов, выработки мероприятий.
  2. Прогнозирование в качестве подготовки прогнозов о возможном экономическом состоянии, путях развития экономики.
  3. Денежная политика, включая налоги, цены, кредиты.
  4. Антимонопольное регулирование, которое концентрируется на защите основ рынка, проявляясь в формировании рыночных условий для конкуренции.

Способами регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства могут являться:

  1. Административно-распорядительные, имеющие в основе авторитет государственной власти. Включают запрещающие, разрешающие и предупреждающие мероприятия.
  2. Экономические меры, реализация которых происходит через экономические регуляторы, включая цену, налоги, финансовые средства (льготы, кредиты, бюджетные инвестиции).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/hozjajstvennoe-pravo/regulirovanija-predprinimatelskoj-dejatelnosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.