Примеры нарушения авторских прав в рекламе

8 самых громких скандалов вокруг кражи авторских прав

Примеры нарушения авторских прав в рекламе

время публикации: 11:55  19 марта 2015 года

Кто-то считает авторские права порождением капиталистического общества потребления. Кто-то, наоборот, уверен, что обойтись без них невозможно. Тех, кто обладает ими, одни называют нехорошим словом «копирасты», а другие – «правообладателями».

Закон об охране авторских прав был принят в Венеции еще 541 года назад – 19 марта 1474-го. Уже тогда, полтысячелетия назад, гражданин получал «моральное право» на собственные изобретения и исключительную возможность использовать их по своему усмотрению.

Надо отметить, что живший в Венеции именно в те годы Леонардо да Винчи воспользоваться новым законом не решился. До сих пор непонятно, что же помешало гениальному творцу – то ли врожденная скромность, то ли страх церкви, которая тогда с большой опаской относилась к подобным “вольностям”. 

Прошли пять с половиной веков, и сегодня копирайт есть у всего, что нас окружает – в том числе, например, и у этой статьи. И, несмотря на это, авторские права продолжают нарушаться с завидной регулярностью. Причем грешат плагиатом как мелкие фирмы-производители, так и транснациональные гиганты.

Выход на американский автомобильный рынок кроссовера GMC Terrain начался со скандала. General Motors получила иск после публикации рекламы нового авто в спецвыпуске журнала People.

Слоган «Идеи тоже бывают сексуальными» воплощал в себе загорелый атлет с татуировкой «E = mc2» на плече.

Все бы ничего, но накачанный торс венчала голова Альберта Эйнштейна, что и стало поводом для судебного разбирательства.

Как выяснилось, перед своей смертью в 1955 году великий физик завещал Иерусалимскому университету все права на использование своего образа. Именно это заведение и потребовало с автоконцерна 75000 долларов в качестве компенсации за нарушение авторских прав. Любопытно, что этическая сторона рекламы ученых ничуть не смутила.

Рекламный ролик, который Coca-Cola транслировала во время Суперкубка в 2010-м году, вызвал нешуточный скандал уже через сутки после первого показа.

Причем возмущаться первыми начала вовсе не правообладатели, а обычные зрители, заметившие, что спот «Кока-колы» удивительным образом напоминает рекламу молочной продукции израильской компании Yotvata.

Ролики объединяла не только схожая сюжетная линия – у них были одинаковые названия («Sleepwalker»), а в качестве музыкального сопровождения звучало «Болеро» Равеля.

Когда факт «заимствования» стал достоянием ведущих СМИ Израиля и США, представители Coca-Cola заявили, что «не догадывались о существовании похожей рекламы». 

Спор между столичной кондитерской фабрикой «Красный октябрь» и предприятием «Славянка» из Белгородской области дошел аж до Арбитражного суда. «Красный октябрь», производящий популярный шоколад «Аленка», подал иск о взыскании 310 миллионов со «Славянки», запустившей линию по производству шоколада «Алина».

Дело было в том, что упаковка белгородского шоколада была слишком похожа на обертку «Аленки». Кроме того, на ней тоже была нарисована девочка в цветастом платке. 

Разбирательство длилось два года, и за это время фабрики пошли на мировую, по условиям которой «Славянка» обязалась выплатить «Красному Октябрю» 15 миллионов за нарушение прав на товарный знак. 

Супермодель Кейт Мосс на своем веку выслушала массу обвинений во всех мыслимых грехах. Не обошел ее и скандал, связанный с нарушением авторских прав. Красотку, запустившую собственную линию ювелирных украшений и снявшуюся в ее рекламе, немедленно уличили в плагиате.

Разоблачителем Кейт Мосс стал дизайнер Дэвид Юрман, который заявил, что супермодель заимствовала его идеи для продвижения драгоценностей собственного производства.

Позже выяснилось, что Мосс действительно раньше работала в качестве модели с Юрманом, а скандал разгорелся после того, как она решила начать сотрудничество с другим ювелирным брендом – но уже в качестве не только модели, но и дизайнера украшений.

По стопам упомянутой выше “Кока-колы” однажды пошли и представители мобильного оператора “Билайн”.  Обвинения в нарушении авторских прав посыпались на компанию после выхода рекламного ролика услуги “Бесценный номер”.

Дотошные интернет-пользователи довольно быстро обнаружили подозрительное сходство рекламы “Билайна” с клипом на песню израильского певца Орена Лави “Her morning elegance». Что неудивительно – клип этот в свое время номинировался на премию «Грэмми».

Сюжеты двух видео, конечно, различаются, однако стиль и идея российского ролика, по мнению зрителей, были заимствованы из творения израильских аниматоров Юваля и Мейрав Натан.

В итоге ОАО «Вымпелком», которому принадлежит оператор «Билайн», решило снять оскандалившийся ролик из эфира телекомпаний. Также представители «Билайна» пытались удалить видео и из Интернета, что оказалось весьма сложной задачей – ролики, содержащие обидное слово «плагиат», моментально разлетелись по всей Сети.

Итальянская компания пристально следит за появлением на рынке аналогов своей сладкой продукции. До такой степени, что на имя входящей в состав Ferrero фирмы Soremartek S.A. как товарный знак зарегистрировано фото «конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью – в обсыпке из кокосовой стружки».

В 2007 году Soremartek подала в суд сразу на две российские компании – петербургскую «Ландрин» и московскую «Чакуба». Решением суда выпуск и продажа конфет ответчиков были прекращены.

Через три года, в 2010-м Ferrero судилась с кондитерской фабрикой «Победа», выпускавшей конфеты, напоминавшие столь любимые Дорджем Клуни Ferrero Rocher. В этот раз обошлось мировым соглашением, по условиям которого менялся дизайн упаковки конфет.

Довольно интересный иск был получен ФК «Спартак»: клубу пытались запретить использовать обозначение «Спартак» в вымпелах, значках и… спортивной одежде. Истцом выступила общественная организация «Международное физкультурно-спортивное общество «Спартак» имени Н. П. Старостина».

МФСО «Спартак», как выяснилось в суде, принадлежали права на одноименный товарный знак. В случае проигрыша дела ФК «Спартак» лишался бы права продавать болельщикам даже красно-белые шарфы.

Однако, во время судебного разбирательства стало известно, что права на «Спартак», хоть и неисключительные, но принадлежат и футбольному клубу, так что нарушения законодательства об авторских правах в этом случае обнаружено не было. По крайней мере, пока.

На алкогольном рынке тоже идет нескончаемая битва за авторские права. Так, в 2008 году в России была прекращена правовая охрана товарного знака Cristal, под которым французская компания Champagne Louis Roederer выпускала и до недавних пор ввозила в нашу страну шампанское. Согласно легенде бренда, элитный напиток был создан по заказу императора Николая Второго. 

Роспатент пришел к выводу, что Cristal «до степени смешения» схож с товарным знаком Kristal, под которым выпускает водку предприятие «Союзплодоимпорт». В результате долгих судебных тяжб Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу Роспатента, и поставки элитного шампанского в Россию были остановлены.

Тот же Роспатент в 2009 году отказал в регистрации товарного знака «Володя и медведи» подмосковному ООО «Роялти» по причине того, что он «наносит ущерб имиджу и интересам государства, а также противоречит общественным интересам». Легализовать «Володю и медведей» удалось только в 2012-м.

По всей видимости, доводы юристов о том, что «фантазийное словесное обыгрывание одного из самых популярных в России имен «Володя» и персонажей русских сказок — медведей (например, «Маша и медведи» и «Три медведя») не может причинять какой-либо ущерб интересам общества и государства», все же возымели свое действие.

О том, как  крадут и защищают авторские права рассказывал Дмитрий Ковальчук

Источник: https://new-retail.ru/livestyle/8_samykh_gromkikh_skandalov_vokrug_krazhi_avtorskikh_prav9298/

Нарушение авторских прав в рекламе

Примеры нарушения авторских прав в рекламе

удк 347.77 нарушение авторских прав в рекламе

Copyright Law Infringement in Advertising

Н. В. Слесарюк – преподаватель кафедры гражданского права Омского юридического института

N. V. Slesaryuk – Lecturer of the Department of Civil Law, Omsk Law Institute

Аннотация. В данной статье на примерах практических ситуаций рассматриваются проблемы, возникающие при изготовлении рекламных роликов, связанные с нарушением авторских и смежных прав.

Автором делается вывод о том, что в современных условиях соблюдать действующее законодательство в области авторского права затруднительно, что приводит к многочисленным правонарушениям, и выходом является не только повышение правовой грамотности при составлении авторских договоров, но и совершенствование действующего законодательства.

This article considers infringement of copyright and related rights in commercials.

The author concludes that numerous copyright violations are caused by incompatibility between current copyright legislation and real life practices.

The solution for this problem would be not only to raise the level of legal competences of the participants of copyright agreements, but also to improve existing legislation.

Вестник Омского юридического института. 2011. № 2 (15)

Ключевые слова: реклама, авторское право, смежные права, личные неимущественные права, лицензионный договор.

Advertizing, copyright, neighboring rights, moral rights, license agreement.

На сегодняшний день необходимость уважать авторские права уже не ставится под сомнение, суммы в судебных исках на миллиарды рублей перестали казаться нереальными, законодательство в области авторского права постоянно приспосабливается к экономическому характеру отношений.

Все чаще мы начинаем задумываться, прежде чем использовать чужое произведение в коммерческих целях, вспоминая об ответственности за нарушение авторских прав. Особенно велико искушение воспользоваться музыкой или стихотворениями, ставшими уже любимыми и узнаваемыми среди потребителей, в рекламном бизнесе.

И если на Западе предпочитают заплатить композитору и поэту за специально созданные для проекта произведения (это подчас оказывается и дешевле, чем спрашивать разрешение у авторов уже готовых шедевров), то в России еще набивают шишки, забывая об авторах, заключая лицензионные договоры с ошибками или пытаясь урегулировать вопросы с авторами в устной форме. Так бюджет на создание фильмов, в том числе и рекламных роликов, выходит из «берегов» договорных отношений.

Примером того, как высока может быть цена ошибки юристов, подготавливающих для своих работодателей договоры о передаче исключительных прав, может служить реклама пива «Старый мельник», в котором была использована музыка И. Дунаевского.

Создатели ролика, намереваясь соблюсти закон, нашли наследника композитора, подписали с ним договор об использовании мелодии, выплатили гонорар, а позже выяснилось, что у И. Дунаевского не один, а четыре наследника.

Один из сыновей композитора заявил о том, что он возражает против использования произведения своего отца, поскольку с ним договор никто не заключал, ведь исключительным правом все четыре наследника обладали совместно по 25 %. Дело до суда не дошло, наследникам была выплачена серьезная компенсация1.

Если в договоре не предусмотрена передача всех прав, которые могут понадобиться позже рекламной компании, может возникнуть си-

туация, схожая с той, в которой оказалась радиостанция «Эхо Москвы». В рекламном ролике, который транслировала радиостанция, использовалось произведение одного композитора.

При этом «Эхо Москвы» заключило лицензионный договор на трансляцию этого произведения, но вот права на переработку мелодии и использовании ее в рекламе по договору не передавалось.

РАО от имени автора предъявило претензии, и как радиостанция, так и рекламируемая компания поплатились суммой в 10 тыс. долларов2.

Челябинское УФАС в 2009 г. признало ненадлежащей рекламу областной аптечной сети «Классика»3. Кроме иных нарушений, в рекламе была использована фотография ребенка без соответствующего согласия его законных представителей, что нарушает ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе».

А ведь кроме родителей мальчика спросить разрешение на использование фотографии полагается и у того, кому принадлежит исключительное право на такой объект авторского права.

чаще всего исключительные права остаются у фотографов, поскольку мало кто из фотографирующихся людей знает о необходимости заключения письменного договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, чтобы размещать потом фотографии со своим изображением на сайте или на обложке своей же книжки.

Помимо прав авторских, существуют еще и права, смежные с авторскими, т. е. права исполнителей и производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания. Если в рекламе планируется использовать произведение автора, умершего, например, в XIX в.

, то задуматься придется над тем, кто эту мелодию оживил, превратив ноты в звук, и кто записал исполняемое произведение.

Причем даже если получено согласие обладателей прав на аудиовизуальное произведение, это не избавляет от опасности быть привлеченным к ответственности за нарушение прав актеров, которым заплатили только за участие в съемках фильма.

1 См.: URL: http://www.reklamodatel.ru/static/art2359.htm

2 См.: БусаревГ. Авторские права в рекламе // Рекламодатель: теория и практика. 2005. № 3.

3 См.: URL: http://chel.fas.gov.ru/news.php?id=73

Такой инцидент произошел с актрисой Т. Г. Васильевой, права на исполнение которой были нарушены изготовлением и демонстрацией рекламного ролика «Тариф “Новогодний”».

Компания МТС использовала фрагмент из одноименного фильма с участием актрисы в качестве рекламного ролика, который транслировался на различных телеканалах без упоминания фамилии исполнительницы роли. Т. Г.

Васильева сыграла в фильме «Тариф “Новогодний”» сотрудницу салона МТС, которая предлагает главному герою фильма подключиться к тарифу «Новогодний», что помогает ему впоследствии найти и спасти любимую.

ООО «Продюсерская фирма Игоря Толстунова», организовавшее съемку фильма, посчитало, что обладает всеми исключительными правами на все результаты интеллектуальной деятельности, которые вошли в состав фильма, и заключило договор с ОАО «МТС» о передаче права использования фрагментов фильма «Тариф “Новогодний”» в составе рекламного ролика. Актриса Т. Г. Васильева сумела доказать в суде, что ее права исполнителя нарушены, и взыскала с телеканала НТВ 50 тыс. руб. компенсации. Суд посчитал, что, поскольку отсутствует договор в письменной форме о передаче каких-либо прав (исключительных или неисключительных) на исполнение Т. Г. Васильевой роли Странной женщины, эти права принадлежат истице4.

Сейчас в Арбитражном суде г. Москвы находятся на рассмотрении иски Т. Г. Васильевой к ООО «Профит» о взыскании более 6 млн руб. и к нескольким ведущим российским телекомпаниям.

Авторам и исполнителям, кроме исключительных, принадлежат также неотчуждаемые личные неимущественные права, такие как пра-

во авторства и право на имя. Только автор может решать, будет ли использоваться произведение с указанием подлинного имени автора, под псевдонимом или без указания имени автора, анонимно. Это право охраняется бессрочно.

Вопрос при изготовлении рекламной продукции возникает в том, что необходимо указывать имена всех авторов и исполнителей, чьи произведения и исполнения использовались в рекламе.

Принимая во внимание существование прав изготовителей фонограмм, формулируется один выход для рекламных компаний – подписывать договоры со всеми авторами, исполнителями, их наследниками, звукозаписывающими компаниями и т. д.

, в которых будет указание не только на передачу исключительного права, но и пункт, предусматривающий анонимное использование объектов авторского права. Для произведений, на которые уже истек срок охраны исключительного права, чтобы соблюсти закон, все равно надо найти наследников, чтобы спросить о том, насколько важна для них охрана личных неимущественных прав их предков. А ведь найти таких наследников – это тоже недешевое, а главное, подчас и безрезультатное занятие.

В случае если законодательство в сфере авторского права будет развиваться по американскому сценарию, по пути ужесточения ответственности за нарушение авторских и смежных прав, следует ожидать возрастающего количества судебных споров, как следствие, нежелание пользоваться культурным наследием. и если для рекламного бизнеса это не имеет столь негативного оттенка, в целом для страны может повлечь угасание интереса к произведениям великих авторов, композиторов, актеров и снижение общего культурного уровня населения.

4 См.: Дело № А40-85182/10-110-728 от 9 марта 2011 г. Ц: www.msk.arbitr.ru

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/narushenie-avtorskih-prav-v-reklame

Авторское право в рекламе

Примеры нарушения авторских прав в рекламе

 

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Авторское право в рекламе…………………………………………..4

     1.1. Объекты авторского праава в рекламе…………………………..4

     1.2.Реклама как объект авторского права…………………………7

     2. Нарушение авторского права в рекламе………………………..……11

     2.1. Права авторов…………………………………………………….11

     2.2. Использование чужих произведений……………………………12 

    3. Оформление отношений на авторское право………………………15

         3.1. Виды авторских договоров…………………………………….15

     3.2. Передача прав на ролик заказчику……………………………….15

         3.3. Фирма и сотрудники………………………………………………16 

   4. Примеры нарушения авторского права в рекламе ………………………19

Заключение…………………………………………………………………………………………..23

Список использованных источников……………………………………………………..24            

     Рекламный бизнес по своей природе неразрывно связан с авторским правом. Зачастую создание и использование рекламных произведений влечет за собой определенные юридические последствия, предусмотренные авторским законодательством.

К сожалению, это далеко не всегда осознается лицами, создающими рекламные произведения (авторами), субъектами рекламного бизнеса – рекламными агентствами и пользователями рекламных произведений – заказчиками.

В результате они все могут оказаться в роли «пострадавших».

     Великий Леонардо вел свои записи левой рукой справа налево и вывернутыми наизнанку буквами, а во всех его технических эскизах обнаруживается лишняя шестеренка, делающая невозможной работу задуманного механизма при его воспроизведении.
[5] Это была попытка защитить свои права и сделать невозможной реализацию идеи в отсутствие автора. В сегодняшнем мировом списке наиболее распространенных правонарушений первое место занимают дела, связанные с наркотиками, а на втором – нарушение авторских прав.

В настоящее время в России права рекламиста можно защищать как с помощью «Патентного закона», так и в режиме авторского права и смежных прав.

     Качество рекламы растет: появилась отличная цветная печать, в избытке промышленно изготовленные рекламные сувениры, то есть рынок рекламных услуг сложился, технические проблемы решаемы, и с неизбежностью возник такой элемент конкурентной борьбы, как наличие творческих решений (идей, изобретений, инноваций) в рекламе.  

     Но удачные находки, как это хорошо известно на примере рынка компьютерных программ и видеоклипов, «растаскиваются» нечистоплотными конкурентами.

     Целью данной курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение наиболее частых случаев нарушения авторских прав в рекламе.

     Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть общее понятие авторского права в рекламе;
  2. Анализ трех  наиболее часто встречающихся видов авторского права  в рекламе.
  3. Привести примеры нарушения авторских прав в рекламной деятельности.

   Объектом курсовой работы  является авторское право в рекламе.

   Предмет курсовой работы  – это нарушение авторских прав в рекламе.

   Источники, использованные для написания курсовой работы, в основном представлены учебными пособиями по рекламе и статьями авторов.

В учебных пособиях,  в большей степени, описывается теоретическая часть с краткими примерами.

В авторских статьях тексты носят рекомендательный практический характер и приведены конкретные примеры нарушения авторских прав и разрешения конфликтов.                 

             1. Авторское право в рекламе
    1. Объекты авторского права в рекламе

     Объекты авторского права достаточно четко определяются в специальном федеральном законе. Это литературные, музыкальные, драматические, изобразительные, фотографические, аудиовизуальные и иные произведения литературы, науки и искусства.

К объектам авторского права также относятся, и это принципиально, самостоятельные части произведений строки из песен, фрагменты фотографий. Поэтому частичное использование произведений также должно согласовываться в установленном порядке. Есть такое понятие, как «производное произведение» – переделки, переработки, аннотации, аранжировки и т. д.

Это те случаи, в которых возникает два авторства – первоначального автора и того лица, которое осуществило переработку. 

     И, наконец, есть так называемые составные произведения – сборники, энциклопедии, базы данных. Здесь объектом авторского права является оригинальность подборки.

  Не являются объектами авторского права: официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Важно делать различение – сообщение информационного агентства не является объектом авторского права, а, скажем, аналитическая статья, содержащая элемент творческого вклада, – является.

     Объекты авторского права в рекламе общеизвестны – логотипы, этикетки, упаковки, фотографии и слайды.Очень важно помнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты.

      Следует обратить внимание на такие объекты, как рекламные слоганы и аудиовизуальные произведения (аудио-, видеоролики). Слоганы, безусловно, относятся к объектам авторских прав, при условии наличия в них творческого вклада.

визуальное произведение является, как правило, достаточно сложным продуктом и может включать в себя соавторство режиссера, сценариста, оператора, видеодизайнера, художника и т. д. Особенно следует отметить наличие в таких случаях смежных прав исполнителя – актера, играющего какую-либо роль в ролике.

    Сами же по себе авторские права делятся на личные и имущественные. И в этом разделении заложены причины многих конфликтов.  

Личные права не отчуждаются, остаются у авторов пожизненно и после их смерти защищаются наследниками.

Это право авторства – право признаваться автором и право на имя, которое означает, что при любом воспроизведении работы должно указываться имя автора. Только автор вправе давать согласие на указание собственного имени, псевдонима или использование произведения анонимно. Подобные правомочия нарушаются очень часто.  Право на обнародование.

Только автор вправе решать, готово ли произведение, определять порядок его выхода в свет.  Защита репутации автора. Конфликты могут возникать, например, когда каким-то образом перерабатывается авторская фотография: обрезается, добавляются эффекты, в результате чего наносится ущерб репутации автора как художника.

  Имущественные права передаются и, как правило, являются предметом «купли-продажи».

Исключительные права на использование принадлежат монопольно одному лицу сразу с момента создания произведения и составляют целую совокупность видов использования: воспроизведение, распространение, переработка, перевод, импорт, публичное исполнение, прокат, передача в эфир, передача по кабелю. Дальше они от автора передаются по цепочке другим пользователям. Следует обратить внимание, что указанными имущественными правами автора охвачен практически весь цикл использования произведения. И все это отдельные права, нарушение которых может быть зафиксировано отдельно. Например, если скопирована фотография и ее:

  1. Воспроизвели;
  2. Выпустили тираж;
  3. Переработали и записали;
  4. Перевезли через границу .

     Всё это – самые грубые нарушения. Каждый пункт –это отдельные виды прав, которые в ряде случаев могут независимо друг от друга защищаться автором либо иным правообладателем. И, конечно же, передача указанных прав в определенном объеме и является предметом взаимоотношений автора либо рекламного агентства с заказчиком.[7]   

     1.2. Реклама как объект авторского права

     Реклама зачастую сама является объектом авторского права. Это в случае, когда она представляет собой результат творческого труда.      Охраняется не суть сообщения, а его форма, т. е. не суть сообщения «Фирма А продает такие-то товары», а то, как эта суть преподносится.

[7]  

   Слоганы – самая слабая часть в рекламе с точки зрения авторско-правовой охраны. В отношении слоганов применяются общие правила. Иными словами, слоган должен быть результатом творческого труда. Наличие и степень творческого труда в каждом конкретном случае будет определять суд.

Однако надо учитывать: чем больше вероятность того, что тот или иной слоган может быть признан обычным, общеупотребительным выражением, тем меньше вероятность того, что удастся воспользоваться преимуществами авторско-правовой охраны в отношении этого слогана.

В любом случае если создан шедевр, имеет смысл подумать о регистрации соответствующего товарного знака.

     Если  творчество не ограничилось созданием слогана, а приобрело вид текста, изображения, звукового или аудиовизуального ролика, то вероятность признания творческого труда в этом случае почти стопроцентная. 

     Возникает надобность во всеобъемлющем договоре, в котором бы четко было прописано, кому, на каком этапе и какие права будут принадлежать. Это относится и к случаям, когда рекламная фирма получает конкретный заказ, и к случаям, когда заказчик проводит тендер.

Если не договориться «на берегу», могут возникнуть весьма серьезные проблемы.

  
    Зачастую отказ заключать всеобъемлющие договоры объясняют тем, что неудобно предлагать клиенту подписывать серьезный договор, что в этом случае он может обратиться к другому агентству и т. д.

Но, это происходит   если фирма готова портить отношения с клиентом после того, как между сторонами возникнет непонимание. Очевидно, что гораздо проще и спокойнее определить взаимные права и обязанности до того, как будут потрачены нервы, время, усилия и деньги.

     Вопрос о том, сможет ли заказчик использовать ролик для создания новых, становится еще более важным в случае, если при создании этого ролика использовали произведения третьих лиц, получив разрешение на их использование только собственно первозданном ролике. В этом случае создание заказчиком нового ролика, производного от первозданного, с использованием произведения на котором он был основан, без заключения договора с третьим лицом будет незаконным.

     Говоря о тендере, необходимо помнить, что идеи авторским правом не охраняются. Охраняется форма воплощения идеи. Не будет считаться нарушением авторского права, если клиент, посмотрев рекламу, сделает свою, которая будет основана на той же идее, что была заложена в ранее участником конкурса .

Но если заказчик скопирует какую-то отличительную часть формы  рекламы, можно будет говорить о нарушении авторских прав.  
     На примере тендера на рекламу пива.

Если сделана реклама, где красивая девушка медленно пьет пиво из запотевшего бокала, но эта реклама не понравилась заказчику, то вы не сможете, апеллируя к авторскому праву, запретить заказчику сделать свою рекламу, где другая красивая девушка будет точно так же медленно пить из запотевшего бокала свое пиво.

Если же придуман какой-то оригинальный ход, преподнесенный необычным образом, то будет возможность попытаться доказать в суде, что заказчик не просто использовал чужую идею, которая авторским правом не охраняется, а осуществил переработку созданного ранее произведения, охраняемого авторским правом.

Граница между этими двумя вариантами действительно весьма тонкая, поэтому крайне важно, чтобы между заказчиком и рекламной фирмой был заключен договор, в котором все подробно было бы оговорено. 

     Авторские права разделяются на две группы:

     1)     личные неимущественные (право авторства, право на имя, право на защиту репутации) — принадлежат автору произведения и не могут отчуждаться;

  2) имущественные (право на воспроизведение, право на распространение, право на переработку и др.) — могут свободно отчуждаться третьим лицам по авторским договорам.

     Имущественные права могут быть переданы правообладателем третьему лицу на основании авторского договора, причем как в полном объеме (передача исключительных прав), так и в частичном (передача неисключительных прав: первоначальный правообладатель сохраняет за собой право осуществить передачу авторских прав третьим лицам).

 
Авторский договор — это единственное основание передачи имущественных авторских прав. Никакой иной вид договора его подменять не может. Так, по договорам подрядного типа передаются права на созданную вещь (результат работ), но не имущественные авторские права.

Согласно закону об авторском праве передача собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. В результате недооценки надлежащего оформления отношений пострадать может не только автор, но и заказчик.

Например, заказчик расплатился с автором или агентством за работу, но не приобрел авторских прав, и, как следствие, оказался в роли правонарушителя. Исключением из этого правила является правопреемство имущественных авторских прав в силу закона на так называемые служебные произведения. В соответствии со ст.

14 закона об авторском праве, если автор работает в штате организации по трудовому договору и в его служебные обязанности входит создание произведений, авторские имущественные права на созданные им произведения будут принадлежать работодателю. Особо следует выделить следующие нормы об авторском договоре, которые необходимо помнить заказчику, агентству и автору.

Во-первых, права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Во-вторых, все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Поэтому к тексту авторского договора надо относиться очень внимательно и при возникших сомнениях проконсультироваться с юристом.[10]           

Источник: https://www.turboreferat.ru/advertising/avtorskoe-pravo-v-reklame/4628-24622-page1.html

7 самых курьёзных случаев нарушения авторских прав в истории

Примеры нарушения авторских прав в рекламе

10 апреля 1710-го года в силу вступил первый в истории Закон об авторском праве. Предлагаем вам подборку самых курьёзных случаев в истории, связанных с нарушением авторских прав.

1.Пират преследует пиратов

Почти в каждой стране мира с развитой экономикой существуют так называемые «пиратские партии», выступающие за отмену авторских прав и распространение любого копирайта в свободном доступе, будь то книга, программа, произведение искусства или научные исследования. Одной из самых известных является Политическая Пиратская Партия Германии. Известной она стала благодаря одному из своих лидеров, молодому политику и непримиримому противнику Закона об авторском и смежном праве Юлии Шрамм.

Купить книгу Юлии Шрамм на Амазоне

Шрамм занялась политикой в возрасте 20-ти лет. Она открыто выступала за отмену авторского права и приобрела в Германии определённое влияние. Так продолжалось, пока в возрасте 26-ти лет Шрамм не написала и не издала книгу «Кликни меня.

Признания интернет-эксгибиционистки», посвящённую как раз свободе распространения информации и другим подобным вопросам. Шрамм заключила договор с издателями, книга была опубликована, и тут-то и случился казус: книга очень быстро стала бестселлером.

Уже через неделю после выхода она появилась в электронных библиотеках, на файлоообменниках — в общем, широко распространилась по сети.

И Шрамм это не понравилось. Лидер пиратской партии совместно с издательством начала преследовать пиратов. Разумеется, это совсем не то поведение, которого общественность могла ожидать от такого человека, как Юлия, но, как оказалось, если написанная тобой книга хорошо продаётся, то все высокие политические идеалы забываются довольно быстро.

2.Иск компании «Фаргус»

Справедливости ради стоит отметить, что предыдущий случай — не единственный, когда пираты начинали судебное преследование других пиратов.

Большинство из вас наверняка помнит, что в 1990-е годы на прилавках магазинов с дисками можно было найти диски с играми под лейблом «Фаргус» — так называлась фирма, специализировавшая на продвижении иностранных игр на российский рынок.

Напомним, что в 1990-е годы свободного доступа в интернет ещё не было, а о скачивании каких-либо игр и говорить нечего.

Итак, компания «Фаргус» делала переводы иностранных игр, записывала их на диски и продавала. Владельцы авторских прав за рубежом никаких отчислений с этого не получали. Переводы от «Фаргуса» долгое время считались лучшими, но со временем их качество существенно снизилось.

Не последнюю роль в этом сыграли другие пираты, ставившие на собственные диски с локализацией игр логотип «Фаргуса», хотя отношения к компании не имели. В 2005-м году настоящий «Фаргус» решил, что хватит это терпеть, и подал иск на одну из торговых точек, использовавших его логотип.

Иск был отклонён, и повторные попытки засудить злокозненных пиратов уже не предпринимались. Позже абсурдность иска обсуждалась многими авторитетными источниками.

На сегодняшний день компания «Фаргус» прекратила своё существование.

3.Церковь Копимизма

Организации в поддержку пиратства могут быть не только коммерческими. Так, например, существует «Миссионерская Церковь Копимизма», и согласно законодательству Швеции, где она была основана в 2010-м году, Церковь Копимизма официально считается религией.

Разумеется, это сообщество выступает за свободу информации в интернете. Согласно церковным догмам файлообмен — священен, а обмен знаниями — неотъемлемое духовное право человека, ограничивать которое недопустимо. Разумеется, копирование и распространение информации церковью поощряется, более того, считается знаком признательности к автору.

Для того чтобы стать копимистом, надо просто себя им признать. Церковь Копимизма принимает в своё лоно любого человека, заявившего о себе подобным образом, и регистрироваться где-либо необязательно. Официальным символом церкви является пирамида с буквой К внутри, но копимист может использовать любые религиозные символы, какие сам сочтёт нужным, и даже придумывать новые.

Также священными считается комбинация клавиш Ctrl+C и Ctrl+V — «копировать» и «вставить» соответственно. Не менее священны точки доступа в интернет.

Вообще, быть копимистом довольно выгодно.

Представьте: вы незаконно разместили контент на пиратском ресурсе, подверглись преследованию организаций по защите авторских прав, а в итоге в качестве защиты сослались на своё вероисповедание.

4.«Читай легально»

В России пиратских ресурсов больше, чем в любой другой стране мира — чего стоят многочисленные торрент-трекеры, где можно скачать всё, что душе угодно: фильмы, программы, игры, книги.

Специально для распространения книг в интернете существует огромное количество электронных библиотек, где книги находятся в свободном доступе, и где их свободно может скачать любой желающий.

Разумеется, существование таких библиотек ежегодно наносит книгопечатному рынку ущерб в размере нескольких миллионов рублей.

Логотип «Читай легально»

В Дании, Норвегии и Швеции специально для поддержки авторов, чьи произведения скачиваются и прочитываются бесплатно, создан специальный механизм, именуемый «право общественной выдачи» — писатели получают компенсацию из государственного или регионального бюджета за свои бесплатно отданные произведения.

В России подобная система вряд ли когда-нибудь будет реализована, зато приняты другие меры.

Всего несколько дней назад, пятого апреля 2013-го года, стартовал проект «Читай легально» — первая в России официальная антипиратская кампания, которую поддерживают такие гиганты, как «Роспечать», Российский книжный союз, компании «ЛитРес» и «Иви», издательство «Эксмо» и другие. Писатели и издатели надеются, что это поможет стабилизировать книжный рынок в России.

5.Спешащий идиот

В судебной практике по делам об авторском праве встречается термин «Спешащий идиот». Он означает некое гипотетическое лицо, которое может перепутать похожие товарные знаки совершенно разных брендов, и используется, когда нужно опровергнуть обвинения относительно их схожести.

Впервые термин был использован английским судьёй Джастисом Фостером в 1978-м году. Газета Morning Star подала в суд на компанию Express Newspapers за то, что та собиралась наладить выпустить на рынок Daily Star.

Истец иск проиграл, поскольку не смог по требованию судьи доказать, что использование ответчиком названия Daily Star напрямую вредит его бизнесу.

Самым примечательным фактом в этой истории является фраза судьи: «Если кто-либо поместит эти газеты рядом, лично я сочту, что они отличаются друг от друга настолько во всех возможных отношениях, что только спешащий идиот может их перепутать».

В дальнейшем выражение не раз цитировалось в других подобных судебных процессах. В последний раз это было сделано юристами компании Apple Computer, ставшим ответчиками по делу о схожести лейблов. Иск подала звукозаписывающая студия Apple Corps. Надо отметить, что лейблы действительно похожи — в обоих случаях это изображение яблока.

Юристы Apple Computer заявили, что сервис распространения музыки iTunes перепутать с музыкальным лейблом Apple Corps может только вышеозначенный спешащий идиот. Впрочем, в этот раз аргумент не сработал, и Apple Inc.

(так компания стала именоваться в 2007-м году) была вынуждена отказаться от использования «яблочного» логотипа в связи с музыкальными записями.

6.Государство, нарушившее закон об авторском праве

В СССР закона об авторском праве не было вовсе. Дело в том, что, как мы помним, идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству.

Известным примером такого положения дел служат пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз».

Отметим, что бесплатно советские меломаны получить пластинки не могли, их надо было покупать.

Фёдор Шаляпин

Известен только один случай, когда автору удалось отсудить у СССР значительную денежную сумму. Это сделал знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин. В 1922-м году он покинул родину и начал выступать с гастролями по всему миру, после чего поселился во Франции.

Ещё до отъезда он в соавторстве с Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни». Разумеется, книга была опубликована в СССР, и Шаляпин в 1930-м году обратился с иском в парижский Коммерческий трибунал. Он требовал, чтобы правительство СССР компенсировало ему материальный урон от нарушения его авторских прав.

Через год суд признал ответчика виновным и обязал СССР выплатить певцу 10 000 франков — в то время это были большие деньги.

7.Известная песенка под защитой авторских прав

Наверняка вы помните песенку «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождения с целью поздравить именинника. На некоммерческих мероприятиях её можно петь без страха нарушить чьи-то авторские права, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо.

Сестры Хилл

Песенку написали сёстры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893-м году. Старшая сестра, Пэтти, была директором детского сада, а младшая работала в том же садике пианисткой.

Изначально песенка называлась «Good Morning to All» и предназначалась для приветствия группой детей нового ученика.

Позже авторские права на мелодию перешли к родственникам сестёр, и в итоге песенка трансформировалась в версию, которая знакома нам сейчас.

В 1935-м году авторские права были официально утверждены. По законам США, они истекают только в 2030-м году. Возможно, вы замечали, что в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует. Дело в том, что за каждое исполнение песенки в коммерческих целях нужно платить, и это приносит правообладателям доход в размере двух млн долларов ежегодно.

Впрочем в других странах, например, в Канаде, совсем другие законы, согласно которым время действия авторских прав включает жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Таким образом, там срок уже истёк, песенка стала считаться народным достоянием, и её может использовать кто угодно в любых целях.

на канал чтобы не пропустить новые интересные статьи. А также ставь лайк, нам это очень поможет!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/r_glor/7-samyh-kureznyh-sluchaev-narusheniia-avtorskih-prav-v-istorii--5bc555624414ed00aa224c65

Нарушение авторского права в рекламе

Примеры нарушения авторских прав в рекламе

Как регулируется авторское право в рекламе? Можно ли нарушить права на произведение третьего лица при создании рекламы? Как толкует закон о рекламе, авторские права и их нарушение ФАС? Нарушение авторского права в рекламе: примеры и сущность.

Рекламный бизнес и объекты авторского, либо смежных прав – настолько привычное и распространённое явление, что многие компании забывают об ответственности за нарушение прав автора. Вместе с тем, чтобы привлечь внимание потребителей, в ролик часто включают известных персонажей или знакомую мелодию.

Владимир Кривцов 2019-05-08T10:35:58+00:00

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом

консультация

Такие действия могут квалифицироваться как нарушение авторского права в рекламе, повлечь за собой судебный процесс с требованием компенсации.

Возможен ли обратный вариант, когда именно реклама является источником уникального контента? Каким критериям она должна отвечать, чтобы получить соответствующую охрану?

Реклама как объект авторского права

Согласно закону, что бы произведение могло считаться объектом авторского права, оно должно быть результатом интеллектуального или творческого труда, соответствующей деятельности автора, а также существовать в объективной (т.е. реализованной) форме.

Реклама, в свою очередь, это информация, которая призвана привлечь внимание, либо вызвать интерес к продукту.

Она может быть, как адресована неопределенному количеству и кругу лиц, так и выражена самым разным объективным образом: аудио материалом, изображением, видеорядом, текстовым материалом и др.

Казалось бы, в этом случае не должно оставаться вариантов для прочтения — «создал произведение, значит получил авторские права». Однако на практике, бывают случаи, когда суд или антимонопольные органы не признают конкретную рекламу — объектом авторского права, когда она сама нарушает чужие права, либо не содержит «элементов творчества», присущих произведению оригинальности и новизны.

                С помощью предварительной экспертизы, можно заранее узнать, не нарушает ли реклама прав третьих лиц, будет ли она считаться самостоятельным произведением. Проведение проверки заранее, а также участие компетентных специалистов, может серьезно сэкономить силы и средства в будущем.

Авторское право в рекламе: о чем нужно знать

Заказывая рекламу, стоит озаботиться соответствующим оформлением передачи итогового продукта. Право на видеоряд, музыка, баннер и др., как на объект произведения, принадлежат автору. Другими словами, даже заказав разработку уникального контента, но не заключив соответствующее соглашение о передаче прав, заказчик моет оказаться в позиции нарушителя по итогу использования материалов.

В некоторых случаях правопреемство предполагает переход исключительных прав по трудовому договору компании, если в договоре с соответствующим сотрудником было указано создание подобного контента. Но и в этом случае, лучше показать такие документы специалисту.

Авторское и смежное право в рекламе и недобросовестная конкуренция

Все еще остается соблазн воспользоваться чужими усилиями для популяризации своего товара или бренда, скопировать либо опереться на громко прозвучавшую рекламу конкурентов, использовать популярный видеоролик или слоган.

В таких случаях следует четко понимать, что лицо, которое обнаружило нарушения своих прав, попытку скопировать или переработать свое произведение, может инициироваться соответствующее разбирательство и потребовать компенсации.

Позиция ФАС, в случае таких споров, не однозначна, существует две возможности развития дела:

  • антимонопольный орган порекомендует правообладателю инициировать рассмотрение дела с точки зрения нарушения прав на ИС, не рассматривая это как признаки недобросовестной конкуренции;
  • УФАС сочтет нарушения права на ИС компании, её незаконное использование элементом и актом недобросовестной конкуренции.

Чтобы защитить ваши права, оградить компанию от недобросовестной конкуренции в сфере рекламы, необходимы скоординированные действия как по линии ФАС, так и по нарушение авторских прав.

Компания «Кривцов и Партнеры» поможет составить и реализовать оптимальную стратегию защиты своих интересов, привлечь нарушителей к ответу и взыскать компенсацию.

Мы убеждены, что тщательная подготовка и скоординированное сотрудничество – залог успеха в любом деле.

Источник: https://krivcov.ru/narushenie-avtorskogo-prava-v-reklame.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.