Процедура установления публичного сервитута

Содержание

Порядок и особенности установления публичного сервитута на земельный участок

Процедура установления публичного сервитута

Сервитут (от лат. Servitus) – подчинение, ограничение прав. Когда устанавливается сервитут на землю, тогда фактически урезаются права собственника этой земли. Самым важным пунктом при установлении сервитута является его необходимость.

То есть закон встает на сторону того лица, который для достижения своих целей просит о сервитуте тогда, когда без него обойтись невозможно.

Для каких целей устанавливают сервитуты, как они классифицируются по видам читайте здесь, а в данной статье мы более подробно поговорим о публичном сервитуте, как об одном из видов сервитутов, предусмотренных и оформляемых в нашем государстве.

Что такое публичный сервитут – понятие, примеры

В российском законодательстве есть понятие – публичный сервитут. Это сервитут, который устанавливается для целей нужд населения или административных органов в особом порядке.

Объект земельных сервитутов – это участок земли, который находится в государственной (муниципальной) или частной собственности.
Приведем пример установления публичного сервитута.

Для того чтобы протянуть линии электропередач, необходимо разместить оборудование в определенных местах, осуществить проход рабочих и подъезд техники, а без вторжения на частную собственность этого сделать невозможно – тогда устанавливается сервитут. Или другой пример.

Ваш земельный участок препятствует свободному доступу к реке или озеру. Как известно, водные объекты предназначены для общего пользования, и органы местной власти вправе установить публичный сервитут на земельный участок для обеспечения прохода к водоему. 

Могут ли публичный сервитут установить без согласия собственника?

В гражданском кодексе четко написано, что право собственности нам дается для того, чтобы мы могли свободно распоряжаться своей вещью. Что касается земельного участка – то у него есть целевое назначение и виды разрешенного использования (земли сельхоз назначения, земли населенных пунктов, земли запаса и т.д. подробнее здесь).

Каждый собственник вправе распоряжаться участком, но с учетом интересов других лиц.
Чтобы установить публичный сервитут органы власти обязательно уведомляют об этом собственника участка. Если собственник не согласен – тогда сервитут в отношении земельного участка может быть установлен через судебные инстанции.

Суд принимает решение в чью-либо пользу исходя из обоснованности сервитута и из того, насколько сервитут ограничивает право собственника пользоваться своим участком. Но, как правило, при установлении публичного сервитута до суда дело не доходит, все вопросы решаются в административном порядке.

А вот при необходимости установки частного сервитута в отношении земельного участка, судебные споры возникают часто.

Чем публичный сервитут отличается от частного сервитута?

В отличие от частного сервитута, который устанавливается для удовлетворения потребностей одного или нескольких лиц (проезд на свой участок через соседний), публичный сервитут имеет своей целью обеспечить возможность пользоваться своими правами неопределенному кругу лиц или осуществлять государственные нужды (проход к водоему через частную территорию). 

Порядок установления публичных сервитутов

Публичные сервитуты в каждом регионе устанавливаются по правилам местной администрации, которые соответствуют общепринятым нормам гражданского и земельного права.

Как правило, лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, обращается в местные органы власти с ходатайством, содержащим сведения о земельном участке – объекте земельного сервитута (кадастровый номер, площадь, адрес и т.п), в отношении которого предполагается установление публичного сервитута.

В ответ на ходатайство органы власти выносят соответствующее обоснованное решение об установлении публичного сервитута или об отказе. Инициатор сервитута (заинтересованное лицо) или местная администрация могут организовывать публичные общественные слушания для принятия решения.

При положительном решении орган власти издает локальный акт (Решение, приказ, постановление), в котором указываются сведения о содержании публичного сервитута и сфере его действия. Всю необходимую документацию для вынесения решения инициатор готовит и достает самостоятельно.

Регистрация публичного сервитута в Росреестре

Регистрация публичных сервитутов происходит в порядке межведомственного взаимодействия, документы в Росреестр направляются в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения об установлении публичного сервитута, а Росреестр в течение 15 дней регистрирует сервитут и вносит о нем сведения в ЕГРН. Ограничения не влияют на право собственника продавать свой участок или совершать какие-либо иные действия, не запрещенные законом. При продаже, наследстве, дарении, вместе с правом собственности переходит и ограничение права – установленный сервитут.

Источник: https://geostart.ru/post/564

Юридическое бюро Юрьева – Публичный сервитут

Процедура установления публичного сервитута

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:

1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;

2. устанавливается нормативно правовым актом;

3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

 Зачем нужен публичный сервитут?

Публичный сервитут устанавливается:

  1. одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность (постоянное бессрочное пользование, аренду);

  2. после момента предоставления участка в собственность

 Как установить публичный сервитут?

Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов. Среди этапов установления публичного сервитута в юридической литературе различают:

  1. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;

  2. Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;

  3. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;

  4. Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;

  5. Государственная регистрация публичного сервитута.

Разберем каждый этап и определим не только последовательность действий и особенности каждого этапа установления публичного сервитута:

I. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута

Среди лиц, имеющих право на подачу заявления об установлении публичного сервитута, выделяют граждан, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

Каждый из перечисленных субъектов имеет возможность обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Например, интересы членов садоводческих товариществ можно приравнять к интересам местного населения.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2008 г.

этот запрет признан неконституционным “в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов”.

Принимая во внимание Постановление Конституционного суда РФ и учитывая возможность регистрации членов СНТ в садоводческом товариществе, можно утверждать, что члены СНТ приравнены к местному населению.

Публичный сервитут устанавливается, в том числе в интересах местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Следовательно, в интересах членов СНТ возможно установление публичного сервитута.

Одним из нерешенных вопросов на законодательном уровне вопросов остается вопрос о том, куда или в какой орган необходимо обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Пробел существует и в определении, каким органом власти (федеральным, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления) устанавливается публичный сервитут.

Полагаем, что данная проблема должна решаться на законодательном уровне.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных нормативных актов и актов субъектов РФ в области земельных правоотношений органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Полагаем, что вопрос о компетенции органа власти и о том, каким именно органом власти устанавливается земельный сервитут, должен на законодательном уровне субъекта РФ и устанавливаться нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в зависимости от принадлежности земельного участка, на котором устанавливается земельный сервитут.

Источник: http://juryev.ru/grazhdanskoe-pravo/191-publichnyi-servitut

Процедура установления публичного сервитута на земельный участок

Процедура установления публичного сервитута

Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные.

Публичный сервитут: понятие и законодательство

Установка публичного сервитута регламентируется Земельным и Гражданским кодексом, а также местными нормативно-правовыми актами, принятыми в муниципальных образованиях, на территории которых располагается участок земли.

Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.

При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.

Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.

Порядок установления

Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:

  • обеспечение прохода граждан;
  • проезда через земельный участок;
  • размещения на участке межевых, геодезических знаков;
  • использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
  • проведения дренажных работ на участке;
  • забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
  • прогона с/х животных через участок;
  • сенокошения, выпаса животных;
  • использования участка для охоты и рыболовства;
  • использования участка для изыскательских и исследовательских работ.

Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.

Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:

  1. Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
  2. Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
  3. отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
  4. Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.

Кто имеет право и кем устанавливается

Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.

Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.

Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:

  • граждане: местные жители, члены СНТ;
  • юридические лица, КФХ;
  • государственные органы власти;
  • органы местного самоуправления.

Этапы установки публичного сервитута

В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:

  1. Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
  2. Назначение общественных слушаний и их проведение.
  3. Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
  4. Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
  5. Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.

Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.

Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:

  1. При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
  2. При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
  3. Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.

Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.

Общественные слушания

Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:

  • местные жители;
  • представители компаний, работающих на данной территории;
  • собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
  • представители госвласти.

По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты ания по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.

Перечень документов

В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:

  • заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
  • акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
  • кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
  • паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
  • протокол общественных слушаний.

В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.

Сроки и стоимость установки публичного сервитута

Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:

  • до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
  • от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
  • до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
  • до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.

Стоимость установки публичного сервитута состоит из:

  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.

Заявление об установлении публичного сервитута

Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

В данном документе должны содержаться указания на:

  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.

Образец заявления об установлении публичного сервитута можно скачать здесь.

Таким образом, установка публичного сервитута подразумевает наложение обременения на земельный участок региональными или муниципальными властями в интересах местного населения и предполагает прохождение ряда этапов.

Изначально инициативная группа подает в органы исполнительной власти заявление об установке сервитута, затем этот вопрос выносится на общественные слушания и в заключение принимается решение властными инстанциями в виде акта или постановления.

Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/ustanovit-publichnyj.html

Как установить сервитут на земельный участок 2021

Процедура установления публичного сервитута

Время чтения 8 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

Что это такое

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом.

Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается.

Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Как установить публичный сервитут

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

Как установить частный сервитут

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.

Скачать образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса – в рамках судебного производства.

Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера.

Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане.

Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Судебная процедура

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

Источник: https://law03.ru/land/article/kak-ustanovit-servitut-na-zemelnyj-uchastok

Что такое публичный сервитут на землю

Процедура установления публичного сервитута

Понятие «сервитут» зародилось еще во времена Древнего Рима. Отношения, касающиеся земельной и иной собственности, которые применялись в те времена, послужили основой многих наших законов.

За прошедшие столетия многое изменилось, но базовое значение и применение сервитута остались во многом схожими с теми, что применялись в древнеримском праве.

Итак, этот термин обозначает, что земельными участками смогут пользоваться не собственники, а третьи лица и это право передаётся на временной основе.

Общие понятия

Многие граждане, не знают, как применяется публичный сервитут на земельный участок: что это такое. Итак, это понятие подразумевает передачу права использования земли местными органами.

Важно учесть, что этот термин обозначает лишь то, что будут переданы права на использование участка.

Лица, которые будут использовать выделенную землю не смогут её продать или обменять, так как фактически в документах они не будут числиться в качестве собственников.

Передача прав на использование участка может быть необходима в следующих случаях:

  • земельный участок нужен для государственных нужд. Если мы будем рассматривать такое понятие как частный сервитут и сравнивать с публичным, то заметим явные отличия. В первом случае будут удовлетворены нужды небольшой группы людей, во втором же это большие масштабы и чаще всего муниципального уровня.
  • передача прав на участок оформляется в строгом соответствие с законом. В зависимости от масштаба: муниципальный или федеральный и применяются соответствующие законодательные положения. В оформляемых документах должна быть четко обозначена вся информация: границы участка, срок на который будет применяться право использования, срок окончания. Важным пунктом, который должен быть указан является и цель использования надела.
  • решение о том, можно ли определенный участок передать во временное использование другим лицам, принимается исключительно только после рассмотрения всех нюансов и законодательных актов публичными органами.

Слушания также должны осуществляться в строгом соответствие с законом и должны соблюдаться все предписанные этапы. Далее собирается комиссия и определяется итоговое решение.


Виды публичного сервитута

Передача прав на земельный участок в государственных целях может быть двух видов:

  • Бессрочные ограничения. При передаче прав не указывается точный срок, когда права будут прекращены и надел необходимо будет вернуть. Прекращение прав возможно в тех случаях, когда в них отпадет необходимость или по решению суда;
  • Пользование землей определенный период времени. При обременении указываются точные даты и по истечению срока, земля вновь переходит к собственнику, при том этот процесс проходит в автоматическом режиме без необходимости дополнительного обращения в муниципальные органы или суд.

Такой метод обеспечения интересов государства может сочетать в себе ряд характеристик:

  • может быть временным или бессрочным;
  • регулируется ГК РФ;
  • служит в качестве одного из ограничения на использование земли.

Процесс установления государственного ограничения действует на Федеральном уровне и регламентирован ФЗ. Для того, чтобы рассмотреть процедуру наложения государственного ограничения, снятия и другие нюансы, стоит руководствоваться Земельным и Гражданским Кодексом.

Законодательство должно учитывать интересы собственника, а значит он не должен нести какие -либо убытки при наложении ограничений, а также предпринимаемые действия не должно мешать ему распоряжаться наделом. В случае, если убытки все же были зафиксированы, то в этом случае государство должно в полной мере возместить их.

Основные цели

Существует ряд случаев, когда целесообразно применение ограничений на землю:

  • в случае, когда требуется проведение водопроводов, линий электропередач и других инженерных коммуникации;
  • возведение проходов, проездов и обустройство дорог;
  • для сельскохозяйственных нужд, обустройства пастбищ, лесных угодий и других природных ресурсов;
  • для осуществления работ в области различных исследований в сфере природопользования;
  • для инных задач, решаемых в пользу государства на различных уровнях.

Этап 1: Подготовка и подача заявления

Для того, чтобы ограничить собственника земли вправе им распоряжаться в полной мере и в любой период времени, потребуется соблюдать определенный порядок действий, строго прописанных в законе.


В первую очередь, необходимо обратиться в муниципальные органы власти, так как именно они наделены правом инициировать процедуру наложения ограничений.

Несомненно, обратиться с таким заявлением могут как государственные организации, так и частные лица, при этом порядок рассмотрения заявления и принятия решение будет всегда идентичным.

Заявление обычно подаётся в государственные органы власти, которые далее формируют комиссию для принятия верного решения по каждому определенному объекту.

Если в установлении сервитута заинтересованы местные органы власти, то и заявление подаётся в соответствующие компетентные органы. Если установление публичного сервитута касается целей федерального значения, то заявление будет рассматриваться другой комиссией, уполномоченной решать вопросы федерального масштаба.

При подаче заявления потребуется указать нижеследующую информацию:

  • данные о владельце участка, координатах земельного надела;
  • причины или задачи для которых государство накладывает ограничения;
  • информация о лице инициаторе сервитута;
  • срок действия документа.

Этап 2: Предоставление документов и процесс их рассмотрения

В законе четко описано, кто и как должен принимать заявление о инициировании процедур, и как это должно проходить.

Важно, что должны соблюдаться все пункты закона, также они должны быть документально зафиксированы. Устная форма договоренностей не имеет юридической силы.

Кроме того, данными НПА определяются сроки рассмотрения поданных заявлений и пакета документов, а также последовательность административных процедур.

Этап 3: вовлечение общественности в процесс принятия решения

Публичные слушания предназначены для того, чтобы вовлечь общественность в решение вопросов, в которых заинтересовано население и органы государственной власти.

Такие мероприятия имеют установленный законом срок (по ряду вопросов 1-4 месяца), в который население и другие заинтересованные лица могут подать свои предложения, выразить мнение или несогласие с теми вопросами, которые предстоит выслушать.

По итогам должно быть принято решение, которое должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе. В таких обсуждениях могут принимать участие различные группы граждан и представители государственной администрации:

  • население того региона, где размещена земля, на которую планируется наложить ограничение;
  • ответственные лица, которые имеют право представлять интересы как организации, так и частного лица;
  • собственник земельного участка;
  • должностные лица, участвующие в процессе наложения ограничения.

Чаще всего такие мероприятия, где выявляется мнение сторон и обсуждаются текущие вопросы наложения публичного сервитута, носят рекомендательный характер. Однако важной целью этого процесса является соблюдение прав и интересов обоих сторон. Это значит, что в случае выявления разногласий, которые будут документально зафиксированы, одна из сторон может решить вопрос в судебном порядке.


Этап 4: Принятие решения

По результатам итогов публичных слушаний в установленные законом сроки производится подготовка и издание нормативного правового акта. После его вступления в силу начинает свое действие публичный сервитут на публичных землях или другие обременения.

В документе должны быть указаны максимально полные данные о земельном участке, его владельцах.

Этап 5: Основные принципы регистрации

Все данные, касающиеся наложения ограничения на землю должны быть зарегистрированы в определённом порядке, то есть информация вносится ЕГРП.

Для полного отражения всех данных потребуется представать определенный пакет документов:

  • заявления от органов государственной власти, которые самостоятельно инициировали процесс наложения обременения;
  • информация о платежном документе;
  • документы, подтверждающие право определённого лица выступать от имени организации или частного лица;
  • копию документа, демонстрирующее законно право устанавливать сервитут;
  • точная информация об участке, на который наложено ограничение, а именно границы участка, начало действия сервитута и его окончание.

Важно: Необходимо помнить о том, что земля это в первую очередь собственность и на неё имеет право определенное лицо. Закон всегда будет выступать на его стороне, независимо от целей и задач государства.

Нередко случаются такие ситуации, когда частное лицо не согласно с решением на ограничение и не желает уступать свои права. В таком случае урегулирование ситуации осуществляется посредством суда. При обращении в суд, можно рассчитывает на положительный результат именно для собственника земельного надела.

Однако перед принятие окончательного решения будут рассматриваться многочисленные многие аспекты, в том числе и важность земельного участка, сроки наложения ограничений, и цели для которых необходимо накладывать ограничения.

При любых разногласиях потребуется обращение в арбитражный суд, который вынесет решение, полностью защищающее интересы собственника.


Так, например, собственник может потребовать возместить ему ущерб в материальном выражении или просто предоставит ему право пользоваться другим участком, который в точности будет соответствовать тому, на который били установлены ограничения. Однако, идя на такую сделку, стоит помнить и том, что если на участке собственника были установлены какие-либо строения, обустроен сад, то все перейдет в пользование муниципальным органам.

Процедура: платная или нет?

Земельный кодекс также наделяет собственника земли правом на установление соразмерной платы за пользование обременением в случаях, если наложение ограничения стало причиной в использовании земельного надела по его прямому назначению.

Судебной практикой определена альтернатива для расчета такой платы: она определяется, исходя из соотношения площади участка, на который наложено обременение, и площади участка, находящегося в собственности. Кроме того, в стоимость сервитута может входить стоимость услуг по охране земельного участка или поддержания его в надлежащем виде, а также другие расходы, которые несет собственник земли.

Прекращение действия ограничения

Накладываемое ограничение носит обычно временный характер, а значит в документах должен быть чётко указан срок начала и окончания сервитута. Он может быть прекращен тогда, когда не требуется продление ограничения в государственных целях, а изначальные задачи полностью урегулированы и решены.

Ограничение на использование земельной собственности аннулируется еще в одном случае, а именно, при смерти собственника земельного участка. Государство может не выступить с инициативой и далее продлевать публичный сервитут, так как земельный надел больше не представляет для государства объект особой важности.

В подавляющем большинстве случаев прекратить обременение можно, обратившись с заявлением в органы местного самоуправления или государственной власти.

Источник: https://SunSochi.com/blog/chto_takoe_publichnyy_servitut/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.