Проект интеллектуальная собственность

Защита авторского права на проект дизайна интерьера

Проект интеллектуальная собственность

Работа над дизайном – творческая деятельность и в соответствии с ГК РФ является объектом авторских прав вне зависимости от этапа его реализации. Рассмотрим в статье, что происходит с правами дизайнера после выполнения заказа и может ли он разместить чертежи и фото в своем портфолио.

Ситуацию можно рассматривать с учетом ст.7 закона «Об авторских и смежных правах» – объекты архитектуры, скульптуры, дизайна представляют собой объекты авторского права. Так что при публикации дизайна в СМИ выложенные материалы отмечаются «с» в круге, т.

е. значком «копирайт», указывается фамилия создателя и год. Это позволит доказать свое право на проект при необходимости, к примеру, если кто-то укажет данные материалы в своем портфолио. Сразу стоит уточнить – все это актуально, если проект не продан.

Если работа была выполнена под заказ и оплачена согласно договоренности, то ситуация регулируется ст. 33 «Авторский договор заказа».

Авторское право переходит к оплатившему работу заказчику, а разработчик не может без разрешения владельца дизайнерского проекта размещать в своем портфолио или как-то иначе использовать материалы в публикациях в СМИ.

Конституция РФ охраняет неприкосновенность частной жизни и жилища каждого субъекта, так что без его согласия опубликовать информацию о подробностях обстановки или прочих нюансах дизайна запрещено.

Уточнения в соглашении

Соответствующее согласие на публикацию материалов и дизайна можно вписать отдельным пунктом в договор о разработке дизайн-проекта. Но на такое чаще соглашаются публичные люди – артисты, работники телевидения и прочие медийные персоны. Фото интерьера квартиры или дома такой персоны – значимый элемент PR. В таких случаях в соглашение можно включить соответствующие строки.

При этом позже заказчик может отказаться от разрешения публиковать финальные фотографии. Тогда разработчик может использовать чертежи и прочие промежуточные результаты проекта для ознакомления потенциальных заказчиков со своими возможностями.

Но передавать третьим лицам или размещать в своем портфолио эти материалы все равно незаконно – помимо проблем с законом дизайнер может потерять репутацию.

Интеллектуальная собственность фирмы

Если дизайнер в соответствии со своими служебными обязанностями работает в бюро, то авторские права на разработанный дизайн-проект принадлежат разработчику, правда, разместить работу в своем портфолио нельзя.

Все права принадлежат работодателю по договору, в котором определяется величина авторского вознаграждения. При размещении элементов дизайн-проекта необходимо указывать его владельца, то есть работодателя. Такие отношения сторон обусловлены ст.

14 «Закона об авторских и смежных правах».

Плагиат

Плагиат – это нарушение авторского права, которое подразумевает использование чужого произведения, изобретения или рацпредложения под своим именем.

Делать плагиат, а именно так будет квалифицироваться копирование чужого дизайна, незаконно, правда, реальных случаев вынесения судебных решений нет.

Сложности возникают при сборе доказательной базы, тем более что даже незначительные изменения проекта не позволяют назвать его плагиатом.

Нередко дизайнер, выполняя пожелания заказчика, становится плагиатором. Так что в таких случаях задача дизайнера состоит в следующем: он должен не точно скопировать проект с журнала, а преобразовать его, реализуя собственный замысел. Точное повторение и незаконно, и неэтично.

Стоит учитывать такие нюансы как распространенные цветовые сочетания или правила построения композиции. При создании дизайн-проекта для ряда типовых квартир дизайнеры будут неизбежно генерировать похожие элементы.

Как вариант, интересные идеи коллег могут стать основой для собственного уникального проекта дизайнера. Эти случаи также выходят за рамки плагиата.

Если дизайнер обладает фантазией и вдохновением, то его работа не станет повторением чужих идей – это и является основной чертой настоящего профессионала.

Как защитить авторское право

  • Задокументировать точную дату/период создания дизайн-проекта – в качестве доказательства подойдут нотариально заверенные эскизы дизайна с информацией о разработчике и его подписью.
  • Если автор создал дизайн по служебному заданию, а работа оплачена по трудовому договору, то согласно ст. 95 ГК РФ разработанный дизайн-проект является интеллектуальной собственностью работодателя.
  • Как вариант, достаточным подтверждением даты создания проекта является долговечный носитель, отправленный по любому адресу по почте. Почтовый штамп на запечатанном конверте содержит дату, которая и будет подтверждать период создания интеллектуальной собственности. Легитимным доказательством будет и электронная почта.
  • Регистрация авторского права осуществляется с помощью онлайн-регистрации. Также можно оформить патент – такой документ позволяет защитить интеллектуальную собственность.
  • Доступным вариантом подтверждения даты создания интеллектуальной собственности является фотосессия – полученные кадры должны быть созданными и храниться в RAW-формате. При настройке параметров снимков необходимо указать личные данные, дату – это поможет подтвердить авторство.
  • Выкладывать в СМИ документы необходимо только с водяными знаками/ подписями – это позволит доказать авторство без проблем.
  • Разработчик должен иметь в наличии все исходники от эскизов до итоговых документов. Отсутствие промежуточных материалов существенно усложняет доказательство авторства.
  • Важным фактором являются свидетели, которые на судебном разбирательстве подтвердят, что видели, как автор выполнял проект.

Если интеллектуальная собственность была украдена, и злоумышленник опубликовал составляющие проекта в СМИ, указав свои данные, то начать нужно с просьбы убрать из портфолио данный дизайн. В случае отказа выполнить обоснованное требование можно обращаться в суд. Но перед этим стоит оценивать возможную сумму возмещения в случае подтверждения факта плагиата – иск в Арбитражный суд необходимо подавать на имя владельца сайта.

Можно ограничиться санкциями на портал – за этим стоит обращаться в поисковые системы, предоставляя им доказательства авторских прав на проект или изображение. В этом случае вероятность исчезновения украденного дизайна из сети гораздо выше.

———————-

Смотрите также по теме:

Авторское право при создании портфолио дизайнера интерьера

Как остаться автором своего проекта. Защита интеллектуальных прав дизайнера

Правовые аспекты авторского надзора и комплектации

Источник: https://basicdecor.ru/blog/post/avtorskoe-pravo-na-dizayn-proekt/

Авторские права на проектную документацию

Проект интеллектуальная собственность

Проектная документация — это пакет документов, в котором содержатся текстовые и графические материалы. Он является основанием для проведения строительных работ и реконструкции объектов капитального строительства. Часто застройщиков или людей, занимающихся разработкой подобных документов, интересует вопрос: «Является ли проектная документация интеллектуальной собственностью?»

До 2011 года это было предметом активных споров, и до сих пор решение данного вопроса имеет большое количество нюансов. Поэтому в случае возникновения сложностей с подтверждением авторского права на проектную документацию может понадобиться помощь юриста. С помощью нашего сервиса вы можете легко найти грамотного специалиста.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 8 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

История решения вопроса

В 2011 году высший арбитражный суд Российской Федерации рассмотрел дело, связанное с нарушением права авторства на архитектурный объект, в котором фигурировала проектная документация.

Согласно договору, одна из сторон выполняла проектно-изыскательные работы, в результате которых была создана и передана второй стороне проектная документация для дальнейшего строительства архитектурного объекта.

По ходу строительства заказчик решил внести изменения, однако разработчик проекта отказался это делать. Из-за этого заказчик обратился к другому специалисту, чтобы уже начатый проект был доработан. Новый разработчик это и сделал.

Однако изначальный создатель проекта оказался недоволен этим, в связи с чем обратился в арбитражный суд, чтобы доказать свои авторские права на первоначальный проект.

Ведь, с точки зрения истца, ответчик нарушил эти самые права, переработав изначальную документацию.

Суд первой инстанции не удовлетворил исковые требования, ибо посчитал, что факт нарушения исключительных прав не был доказан.

Исполнитель, который перерабатывал проект, выполнял работу согласно договору, исполняя свои обязательства перед заказчиком.

Он проводил проектные работы, основываясь на документах, предоставленных заказчиком, после того как архитектурный объект уже был частично возведен. Подобные действия, по мнению суда первой инстанции, не являются нарушением исключительных прав истца на проект.

Апелляционный и кассационный суды же не согласились с решением суда первой инстанции, основываясь на следующем.

Во-первых, у правообладателя, то есть создателя проекта, есть исключительное право на результат его интеллектуальной работы, а именно на проектную документацию в отношении объекта архитектуры.

Согласно выводам судебной экспертизы, проекты, созданные и изначальным разработчиком, и тем, с которым заказчик заключил договор впоследствии, имеют одинаковые архитектурные и технические решения.

Архитектурные документы, созданные истцом, являются индивидуальным, уникальным проектом, в то время как второй разработчик своим проектом частично воссоздает изначальную разработку истца. В связи с этим суды сделали вывод, что ответчик корректировал уже созданную ранее правообладателем проектную документацию, чем нарушил право оригинального разработчика.

Решение Высшего арбитражного суда

Когда дело дошло до высшего арбитражного суда Российской Федерации, он отменил постановления нижестоящих судов, решив, что их выводы были ошибочными.

По мнению ВАС, предыдущими судами не были приняты в учет различия между проектной документацией, то есть документами на строительство, и проектом архитектурного сооружения, который, собственно, и может являться предметом права авторства.

Ведь в нем содержится архитектурное решение разработчика. На другие документы истец прав не имеет. При принятии решения Высший арбитражный суд руководствовался следующим.

Пункт 1 статьи 1259 Гражданского Кодекса России гласит, что объектом права авторства могут являться архитектурные, градостроительные и садово-парковые произведения, в том числе и в форме чертежей, проектов и макетов.

Статья 2 закона «Об архитектурной деятельности в РФ» постановляет, что архитектурным проектом является часть документов для строительства, в которой содержится замысел объекта архитектуры, того, как он должен выглядеть внутри и снаружи, замысел организации его планировки, пространства, функциональности и т.д.

Зафиксирован он должен быть в архитектурной части документов по строительству. Получается, что право авторства может распространяться только на архитектурную часть проектной документации, а не всю документацию в целом.

Также, согласно статье 1294 Гражданского кодекса, автор архитектурного произведения имеет право на его использование.

А статья 20 закона «Об архитектурной деятельности в РФ» устанавливает, что вносить изменения в архитектурный проект позволительно только с разрешения его автора.

Высший арбитражный суд сделал вывод, что правообладатель не передавал права на часть проектных документов, в которой содержатся архитектурные решения.

Заказчик тоже не получил разрешение на то, чтобы передать проект новым исполнителям. А тот факт, что правообладатель не устанавливал запрет на подобные действия, не приравнивается к согласию, в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса.

У заказчика было право на использование проектной документации и, соответственно, архитектурного проекта. Однако то, что третья сторона изначального договора внесла в оригинальный проект корректировки, является нарушением права авторства истца.

На основании этого решения 27 сентября 2011 года президиум высшего арбитражного суда Российской Федерации вынес постановление № 5816/11, которое устанавливает, что предметом исключительного права авторства может являться только та часть документов по строительству, которая содержит в себе архитектурный проект. То есть доказать авторство в отношении всей проектной документации нельзя, можно только в отношении ее части. На основании данного постановления вступившие в силу судебные решения арбитражных судов по схожим с вышеуказанным делам могут быть пересмотрены, если не найдутся другие препятствия для этого.

Как защитить свои права

Доказать, что именно вы или ваша компания являетесь авторами архитектурного проекта, вполне возможно. Однако, как можно видеть выше, у подобных ситуаций может быть множество нюансов. Поэтому помощь знающего юриста будет крайне полезной. Он даст дельный совет, разъяснит все нюансы, поможет с подготовкой документов, сбором доказательств вашей правоты и написанием необходимых заявлений.

Найти такого специалиста вы можете на нашем сайте. Наш сервис позволит вам в кратчайшие сроки найти адвоката, который подойдет именно вам. Доверяя нам, вы получаете сразу несколько очень весомых преимуществ:

  • экономию времени — всего за несколько кликов, не совершая даже телефонных звонков, вы сможете найти проверенного опытного специалиста;
  • отличные финансовые условия — при выборе юриста вы можете сразу указать свой бюджет, тогда получите предложения от специалистов, готовых работать за эти деньги;
  • гарантию качества — мы работаем только с проверенными компаниями и исполнителями;
  • гарантию выполнения работы — свой гонорар исполнитель получит только после того, как выполнит все поставленные перед ним задачи.

Мы заботимся о тех, кто нам доверяет. А наши партнеры прекрасно знают свое дело и всегда готовы вам помочь.

Источники:

ГК РФ Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства

ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав

ГК РФ Статья 1229. Исключительное право

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5816/11

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/avtorskie-prava-na-proektnuyu-dokumentatsiyu/

Результат по договору на проектирование: документ или право?

Проект интеллектуальная собственность

Если кому-либо нужен проект, планировочная или дизайнерская концепция, конструкторская или иная техническая документация, такого рода документы создаются как правило на основании договора подряда или договора на выполнение проектных работ. Реже – по договору о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Такой подход характерен как для государственных заказчиков, так и для частных инвесторов и крупных компаний, которые надеются на своих штатных технологов и юристов. Недавно такой подход продемонстрировали и коллеги из Фонда «Сколково» (решение суда)

В данном случае был заключен договор подряда. Предметом договора подряда, в том числе подряда на выполнение проектных и изыскательских работ), является выполнение работ, в результате которых изменяются или появляются на свет новые вещи (п. 1 ст. 703 ГК РФ).

Получаемая по результатам проектирования документация — техническая, проектная, концептуальная — это с точки зрения закона, прежде всего — ценная вещь (но не самодостаточная, если проектировщик получил в результате исполнения договора результаты интеллектуальной деятельности).

«Документация сама по себе не является объектом исключительных прав»

Состав, содержание и оформление проектной документации будут различными в зависимости от вида проектирования и соответствующей отрасли.

Результат проектирования не всегда равен результату интеллектуальной деятельности (например, для машинного проектирования), однако авторское проектирование проектными группами специалистов всегда заключает в себе значительную творческую составляющую, а значит — и создание охраняемых законом (авторским или патентным правом) результатов.

Проект, как и любое произведение нематериален — это результат интеллектуальной деятельности, образ, нечто идеальное, которое если и материализуется, то в конкретной вещественной форме, например в документе, или в скульптуре, здании, территории (например, ландшафтный дизайн).

Проект защищается авторским правом, но в объем защиты в этом случае, в отличие от других объектов авторского права, включено и исключительное право на практическую реализацию как воплощение проекта (п.

3 ст. 1270 ГК РФ). Однако это всё же не охрана содержания, а тоже охрана формы — ведь каждая изготовленная по проекту вещь — это новая объективная форма жизни проекта из неограниченного множества возможных.

Но результатом исполнения договора подряда на выполнение проектных работ по мысли законодателя является овеществленная «техническая документация».

Такая техническая проектная документация в Главе 37 ГК РФ никак не характеризуется с точки зрения исключительных прав, но сам договор: −ограничивает возможности подрядчика передавать такую документацию третьим лицам (п. 1 ст.

760 ГК РФ); −ограничивает возможности заказчика использовать документацию на цели, не предусмотренные договором (ст.

762 ГК РФ);

−предоставляет заказчику право реализовать предусмотренные проектом решения в конкретных изделиях (прямо ГК РФ не предусмотрено, но следует из существа других положений).

Таким образом, исключительное право осталось у автора (или правообладателя — работодателя, исполнителя), а право собственности на материальный носитель независимо от интеллектуальных прав (п. 1 ст. 1227 ГК РФ). Поэтому заказчику кроме ограниченного права использования проекта и права собственности на вещь (п. 2 ст. 703 ГК РФ) ничего не достаётся.

Между тем, размещая заказы на проектную, конструкторскую, рабочую документацию, Заказчики пренебрегают вопросами интеллектуальной собственности, ценя вещь выше права, то есть материальный носитель выше той идеи, концепции, которые в них заключаются.

В итоге получается такая весьма «ценная бумага» (дорогостоящая), «букет рисков», а не полноценный актив. Почему такой актив мы называем неполноценным можно понять на примере дела, по которому ВАС РФ принял постановление № 7697/12 от 06.11.2012 г.

Постановление суда

Если бы между сторонами был заключен договор, предусматривающий создание по его итогу результата интеллектуальной деятельности, то в силу ГК РФ заказчик как минимум получил бы исключительное право на созданную концепцию в полном объеме, конечно, исходя из условий договора.

А как максимум — заставил бы разработчика доказать оригинальность, новизну, художественную (читаем «дизайнерскую») ценность проекта, отсутствие обременений в виде личных неотчуждаемых интеллектуальных прав авторов (как правило, соавторов, даже не имеющих договора о совместном распоряжении имущественными интеллектуальными правами), заложил бы в задание (уже не только техническое!) более гибкую систему требований, критериев, параметров эффективности, перспективности и отчетности, т. е. всего того, что определяет реальную ценность проекта.

Это не означает, что модель договора на проектирование не отвечает реальным интересам Заказчика и Проектировщика и особенностям их взаимоотношений – просто в текст такого договора следует включать нормы и правила, регулирующие вопросы создания, защиты и использования  объектов интеллектуальной собственности, например, проекта и иных произведений, получаемых в  результате его исполнения.

Прочитать нашу новую статью полностью Вы можете здесь

Источник: https://zakon.ru/blog/2013/6/6/rezultat_po_dogovoru_na_proektirovanie_dokument_ili_pravo

Вопрос юристу: Дизайнер создал проект, а его украли — что делать?

Проект интеллектуальная собственность
Как защищают авторские права в сфере дизайна
Наиболее распространенными объектами авторского права в сфере дизайна являются фотографии, эскизы, проекты, чертежи, здания, интерьеры, макеты (2D, 3D) и тп.

Никакой регистрации или специального подтверждения создания объекта авторского права не требуется. Правовая охрана ему предоставляется просто в силу создания в любой объективной форме, позволяющей воспринимать и воспроизводить проект другими людьми.

Важно понять, что подразумеваете под проектом вы, а что — закон. Технические решения не подпадают под защиту авторским правом.

Кроме того, с точки зрения закона одно и то же произведение может быть выражено в разных формах, например, в виде макета, проекта или уже реализованного здания. В таком случае произведение как объект правовой охраны одно, а его воплощений — несколько.

Важно знать, что объектом авторских прав будет на сам материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, и передача материального носителя не означает передачу авторских прав на использование самого творческого решения.

Специфика предметного дизайна
Если мы говорим про новое техническое решение, то оно может быть защищено как изобретение или полезная модель (промышленная собственность).

К примеру, решение внешнего вида изделия может охраняться как промышленный образец, если является новым, промышленно применимым и не обусловленным только технической функцией продукта. Скажем, оригинальная форма ножки стола или новая крепежная конструкция потенциально может быть запатентована как промышленный образец.

Объекты патентных прав как раз нуждаются в регистрации в соответствующем патентном ведомстве (в России — Роспатент). После регистрации выдается охранное свидетельство — без него нет защиты.

Факт: Авторское право защищает саму форму реализации, а патентное право (за исключением промышленных образцов), наоборот, защищает оригинальные идеи. Различаются и сроки охраны: по авторскому праву — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.

По патентному праву — речь идет про 5-20 лет с момента получения охранного свидетельства, но в определенных случаях сроки могут продлеваться. Порой одно и то же решение может подлежать правовой охране и как объект авторского права, и как объект промышленной собственности. Тогда правообладатель в случае нарушения сам решает, какой способ защиты выбрать.

Рассмотрим несколько возможных сценариев нарушения авторских прав на произведения в сфере дизайна.

Сценарий 1: Ваш проект доработали и выдали за свой

Дизайнер, действуя от своего имени как физическое лицо, самостоятельно создал по заказу дизайн-проект и передал его клиенту. Заказчик решил внести изменения в проект и отдал на его переработку другому дизайнеру, который впоследствии выдал проект за свой и использовал в своих портфолио.

Проверьте, подписывали ли вы договор с заказчиком, и были ли в документе предусмотрены правила перехода исключительного права на проект. Если договор не заключали, либо в нем не фигурировала передача заказчику исключительного права на проект, то по закону о договоре авторского заказа все права сохраняются за разработчиком проекта. А заказчик имеет право использовать проект только для тех целей, для которых он и создавался. То есть перерабатывать проект заказчик или третье лицо были не вправе — они нарушили авторские права дизайнера. Следовательно, последний имеет право требовать от нарушителя прекратить использовать переработанный проект, удалить публикации, а также получить возмещение убытков или денежную компенсацию за нарушение исключительного права (от 10 тыс. до 5 млн руб. или в размере двойной стоимости проекта).

Совет: Прежде, чем обращаться в суд, соберите доказательства (исходники, чертежи, задания на разработку). Проследите и зафиксируйте, каким образом проект попал к нарушителю, который его, в свою очередь, переработал. Дело в том, что создания просто похожего проекта недостаточно — важно доказать, что сходство обусловлено именно использованием вашего проекта (если речь не идет о промышленной собственности). Когда все доказательства на руках, отправьте досудебную претензию и только если нарушитель проигнорирует ее — можете обращаться в суд.
Стоит ли это делать — другой вопрос. Все зависит от ряда факторов: насколько серьезным было нарушение ваших прав (на какой объект, в каком количестве, как долго); на какую компенсацию вы могли бы рассчитывать; кто является нарушителем (компания или физическое лицо); платежеспособности нарушителя; где придется судиться (в России или за границей, в вашем городе или нет); сколько денег вы готовы потратить на суд.

Сценарий 2: Проект вашей студии доработали и выдали за свой
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что изначальным разработчиком проекта выступает не физическое лицо, а компания. В рамках фирмы проект создается либо ее сотрудниками, либо привлеченными со стороны лицами.

То есть в данном случае с заказчиком заключается договор подряда на создание произведения дизайна.

По общему правилу (если в таком договоре прямо не указано иное) исключительное право на произведение переходит заказчику.

Это значит, что он будет вправе любыми способами использовать произведение по своему усмотрению, в том числе отдавать его на переработку третьим лицам.

Сценарий 3. Фрилансер-дизайнер претендует на проект студии
По заказу студией был создан дизайн-проект. При этом его создавал приглашенный дизайнер, который впоследствии стал претендовать на свой проект и предъявлять претензии к заказчику.

В подобных ситуациях очень важно обращать внимание на то, как оформлены отношения с дизайнерами, непосредственно создающими проект. Если это сотрудники компании, то в трудовом договоре нужно предусмотреть, чтобы в их трудовые функции входила разработка дизайн-проектов.

В таком случае созданные штатным сотрудником произведения приобретают статус служебных, что автоматически наделяет компанию исключительными правами на такие проекты, а значит, позволяет использовать их без согласия работника.

Если дизайн создает привлеченный дизайнер или приглашенное агентство, то рекомендуется подписать с ними отдельный договор на создание проекта, в котором следует предусмотреть отчуждение исключительного права на созданное произведение в пользу своей компании.

Если не учесть эти моменты, то дизайн-студия рискует оказаться в сложной ситуации. То есть, не имея исключительного права на проект, она будет формально отчуждать его заказчику, что недопустимо и может привести в дальнейшем к спору с клиентом по поводу интеллектуальных прав.

Сценарий 4; Журнал опубликовал ваш проект без указания вашего авторства
Или ваш дизайн-проект появился на сайте (в журнале, на выставке) под чужим именем. В таком случае речь идет о нарушении прав особого рода, а именно — личных неимущественных прав автора.

К ним относятся право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, право на неприкосновенность произведения (защита от искажений авторского замысла). Такие права нельзя передать по договору, и отказ автора от них не имеет правовой силы.

В подобных случаях неуказание или исключение имени автора при использовании его дизайна является нарушением личных неимущественных прав и влечет за собой ответственность (моральный вред, запрет использования произведения, восстановление положения до нарушения права). Но при этом автор не может рассчитывать на компенсацию в двойном размере.

Чтобы избежать проблем с авторами произведений рекомендуется заранее заручиться их письменным согласием на удаление их имени с экземпляров или внесения изменений в произведение.

ОТ РЕДАКЦИИ….
Предложить сюжет, достойный новой статьи, или покритиковать работу редакции (а не конкретный материал) можно через форму обратной связи.


Если хотите писать для Houzz — узнать о требованиях к авторам, познакомиться и попросить пробное задание можно на RuEditors@houzz.com

Источник: https://www.houzz.ru/statyi/vopros-yuristu-dizayner-sozdal-proekt-a-ego-ukrali-chto-delaty-stsetivw-vs~85622017

Право интеллектуальной собственности в проектах

Проект интеллектуальная собственность

Когда говорят о кризисе и задают классический вопрос: “что делать?”, то сразу хочется высказать всего три предложения.

  1. Хотите справиться с кризисом, развивайте проектности!
  2. Хотите развивать проектности, дайте проектам flash-право!
  3. При этом не надо менять право существующее! Само отомрет, если не будет эффективным! Да еще и без ущерба для окружающих!

А если речь идет не просто о проектности, а об инновационной проектности, то сразу возникает самый животрепещущий вопрос. Это вопрос об интеллектуальной собственности. Но лучше все по порядку.

1. О проектности

Сейчас требуется больше определенности в управлении и правовом обеспечении управленческой деятельности. Само право должно быть целевым, а не вероятностным.

Поэтому предлагается инновации в управлении и праве, которые можно осуществить на региональном уровне без ущерба интересов федерального центра. Инновации от регионов, как правило, куда более эффективны.

А межрегиональная кооперация даст возможность образовать новые инновационные технологические центры.

Разрозненные сделки в условиях кризиса не делают “погоду” в экономике. Бизнес выживает, но не работает. Экономика любого региона от такого выживания не будет иметь развивающего потенциала. Социальная связность от такой экономики слабеет. Соответственно, только проектная деловая деятельность может объединить (“связать”) отдельные сделки в полноценную проектную деятельность.

Соответственно объединение фирм в проектные образования, объединенные единым проектным регламентом, соглашениями, стандартами деятельности, могут дать мощный экономический эффект.

Более того, это даст толчок для более интенсивной межрегиональной кооперации. Социальная связанность от деятельности таких проектных образований резко возрастает. Проектные образования дают возможность синхронизировать целеполагание. Принадлежность к какому-либо проекту становится не только возможностью, но и потребностью. А в чем-то даже и модой. Почему бы и нет?

Знания не могут лежать мертвым грузом. Знания должны применяться на практике. Знания обязаны преобразовываться в деятельность. Даже неутилитарное знание может быть применено и проверено. Если знание придает человеку новые смыслы деятельности, то это знание становится основой деятельности.

2. О правах на результаты интеллектуальной деятельности

Если говорить о здоровой проектности, то имеет смысл обратить внимание на такой хрупкий проектный ресурс, как права на результаты интеллектуальной деятельности. С.Б. Переслегин высказал интересную мысль о том, что само наличие интеллектуальной собственности является серьезным тормозом развития.

“При всем желании, которого к тому же, как правило, нет, да и возможности нет, изобретатель не может платить за всю интеллектуальную собственность, которую он использовал в процессе создания своего изобретения.

И мы должны иметь в виду, что сам он получит прибыль за свое изобретение не сразу, а стоимость уже существующих авторских прав крайне высока.

Поэтому, если Россия желает куда-то развиваться, об авторских правах она должна забыть:” .

Получается, если в проекте используется результат интеллектуальной деятельности и у проектанта на него просто не может быть достаточных денег, надо все-таки заинтересовать правообладателя. Ведь наличие исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности может быть серьезным проектным ресурсом.

Соответственно, правообладатель может быть включен в состав участников проекта, как инвестор. Объект прав интеллектуальной собственности (результат интеллектуальной деятельности) является объектом инвестиций в проект. Соответственно правообладатель может получить гораздо больше, чем вознаграждение ли плату за отчуждение исключительных прав.

Прибыль от проекта может быть куда выше.

А если правообладатель не захотел войти в состав участников проекта (даже в качестве инвестора), а его интеллектуальный продукт очень нужен в конкретном проекте, что тогда?

3. О способах использования прав на результаты интеллектуальной деятельности в проектах

Есть два варианта использования прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Вариант первый – выкуп исключительных прав на объект прав интеллектуальной собственности. Можно предложить отчуждение указанных прав в какой-либо иной неденежной форме, удобной для правообладателя.

Вариант второй – использование объекта прав интеллектуальной собственности без согласия правообладателя с отчислением ему твердой суммы единовременно (если спора о цене нет), либо перечисление периодических платежей, которые установлены участниками проекта (но не правообладателем – сам виноват). Как оценить интеллектуальный продукт в этом случае? Ведь отчисления должны чему-то соответствовать. Есть варианты решений.

Первое решение. Участники проекта на основе каких-то исходных данных оценивают стоимость интеллектуального продукта. И установив примерный размер вознаграждения, определяют порядок его выплаты.

Второе решение. Услуги оценщика. При этом можно поставить задачу перед оценщиком, чтобы была определена стоимость продукта на момент начала проекта и прогнозная стоимость на момент его использования на момент внедрения в ходе проекта. Так, у участников имеются две стоимости, которые можно использовать во времени на момент начала проекта и на момент его завершения.

Получается некое “насильственное счастье” для правообладателя. Но это интерес проектанта. Во всех случаях участники проекта не наносят ущерб правообладателю, и они не попадают под действие 146 и 147 статей Уголовного кодекса РФ, где ущерб является главным правовым признаком состава преступления.

При таких обстоятельствах у правообладателя может возникнуть спор с участниками проекта о размере платежей. Но это уже предмет переговоров, которые вводят правообладателя в проектное пространство. Кроме того, и это главное, его изобретение используется в проекте.

Если же правообладатель упрям, то это не значит, что объект его прав не может быть использован в проектной деятельности.

У нас законодательство сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности сконцентрировано исключительно на защите правообладателей от всяческих посягательств. Этот перекос вреден, так как объекты прав лежат мертвым грузом и не внедряются. Но реальная защита прав на результат интеллектуальной деятельности может осуществлять только через внедрение этих результатов.

Получается интерес проекта (или проектанта) выше интереса изобретателя- правообладателя? Но если быть точным, то здесь важна актуализация (внедрение) результата интеллектуальной деятельности, нежели формальное право изобретателя использовать свой результат по своему усмотрению. Следовательно, на изобретателе должна лежать ответственность за эту актуализацию.

Сейчас все лежит в поле формального права. Поэтому право изобретателя на использование своего интеллектуального продукта исключительно по своему усмотрению является серьезным препятствием развитию. С другой стороны, есть другой риск: скупка изобретений за бесценок для включения в проект. Но это нетрудно отрегулировать в Проектном Регламенте, если предусмотреть оценку изобретения.

Трудности оценки этого продукта в том, что нередко невозможно оценить экономический эффект изобретения во всем его разнообразии.

Но в этом случае оценщики (или эксперты) могут рекомендовать проектанту два решения: купить права на результат интеллектуальной деятельности (если можно говорить о твердой цене) или включить изобретателя в инвесторы проекта (если экономический эффект до конца не понятен и нельзя говорить о твердой цене на объект прав).

В существующем праве только одна статья Гражданского кодекса РФ обязывает правообладателя внедрять свой продукт. Это касается единой технологии. Согласно статье 1545 ГК РФ лицо, которому принадлежит право на технологию, обязано осуществлять ее практическое применение (внедрение).

Такую же обязанность несет любое лицо, которому передается или к которому переходит это право в соответствии с правилами гражданского кодекса РФ.

обязанности внедрения технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения определяются Правительством Российской Федерации.

Если применить по аналогии указанную статью и распространить ее действие на другие результаты интеллектуальной деятельности, то можно включить соответствующие правила в Проектный Регламент с обязательной процедурой оценки и рекомендации по интеллектуальному продукту: купить или включить в состав инвестиций (а правообладателя в инвесторы).

Следовательно, в проектной деятельности по отношению к интеллектуальным продуктам лежат следующие решения.

  1. На изобретателе (правообладателе) лежит ответственность за внедрение (использование, актуализацию) результата интеллектуальной деятельности.
  2. Из этого вытекает правовой принцип: интерес проекта (или проектанта) выше интереса изобретателя – правообладателя. Или интерес внедрения (использования, актуализации) результата интеллектуальной деятельности выше формального права изобретателя (правообладателя) на использование этого результат по своему усмотрению.
  3. Эксперт (оценщик) может предложить решение проектанту: купить права на объект интеллектуальной собственности (например, изобретение) или включить изобретателя (правообладателя) в качестве инвестора.

Таким образом, сформирован правовой принцип – принцип flash-права. Он заключается в следующем:

Право на использование результата интеллектуальной деятельности в конкретном проекте выше формального права изобретателя (правообладателя) на использование этого результата по своему усмотрению.

Соответственно, если проектант намерен внедрить конкретный результат интеллектуальной деятельности в конкретном проекте, то при соблюдении сторонами принципа его возмездного использования , правообладатель обязан оказать содействие проектанту во внедрении своего продукта.

Под проектантом понимается не только инициатор проекта, но и проектное образование в целом.

Под принципом возмездного использования результата интеллектуальной деятельности понимается не только выкуп исключительных прав, но и включение правообладателя в состав инвесторов проекта, а сам продукт – результат интеллектуальной деятельности – в состав инвестиций проекта, а точнее, в баланс ресурсов.

Арапов Сергей Васильевич
кандидат исторических наук
сотрудник проектной группы “Знаниевый реактор”
октябрь 2010 г.

Источник: http://znatech.ru/proekty/pravo/pravo_intellektualnoj_sobstvennosti_v_proektah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.