Сервитут на земельный участок в рк

Сервитут на земельный участок (А. Нуржанов, судья суда г. Актобе)

Сервитут на земельный участок в рк

Сервитут на земельный участок

А. Нуржанов,

судья суда г. Актобе

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) содержится в ст. 67 Земельного кодекса. В ст. 69 Кодекса установлено разделение сервитутов на частные и публичные. Это деление имеет большое значение при разрешении судами споров, связанных с установлением сервитутов.

Так, если публичный сервитут устанавливается властным путем указанием в решении местного исполнительного органа на обременение предоставляемого земельного участка сервитутом, то частный сервитут устанавливается на основании заключаемого договора, и потому к нему относимы все общие положения о договоре (гл. 22-24 ГК РК).

В частности, порядок заключения такого договора предполагает соблюдение досудебной процедуры – направление стороне предложения заключить договор, и только при отказе – обращение в суд.

Следует учитывать, что к договору об ограниченном целевом пользовании чужим земельным участком применяются положения ст. 399 ГК РК, регулирующей случаи, когда заключение договора является обязательным. Такой вывод следует из содержания ст.

67 Земельного кодекса, согласно которой в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

Обязанность предоставить такое право не должна пониматься в качестве безвозмездной и вечной. Сервитут (в том числе и публичный, установленный на землях, принадлежащих государству) предоставляется за плату и не навечно.

Существенными условиями договора об установлении частного сервитута являются:

– площадь той части чужого земельного участка, которая предоставляется для целевого ограниченного пользования;

– цель, для которой предоставляется сервитут;

– размер платы.

В Законе РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разделяются такие понятия, как «личный сервитут» и «сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости».

Сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости определяется как сервитут, устанавливаемый в пользу собственника (иного правообладателя) другого, как правило, соседнего недвижимого имущества для удовлетворения его нужд, в том числе для прохода, проезда, проведения воды и других целей (п. 29 ст. 1 Закона).

Личный сервитут определяется как сервитут в пользу определенного лица, не связанный с обладанием им господствующего объекта недвижимости (п. 4 ст. 1 Закона).

Подлежит обязательной регистрации

Судам необходимо иметь в виду, что в зависимости от срока действия, от содержания и цели сервитута, от того – является ли сервитут частным или публичным, закон о государственной регистрации рассматривает сервитуты в одном случае как право, в другом – как обременение, в третьем – как преимущественные интересы. Такое разделение имеет для судов практическое значение.

Так, согласно ст. 4 «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее года подлежит обязательной государственной регистрации. Следовательно, такой сервитут рассматривается как право, подлежащее обязательной государственной регистрации.

При этом под господствующим объектом недвижимости понимается объект недвижимого имущества, собственник (иной правообладатель) которого имеет право ограниченного целевого пользования чужим недвижимым имуществом (п. 30 ст. 1 Закона).

Напротив, в ст. 5 Закона сервитут, устанавливаемый на срок менее года, рассматривается как подлежащее обязательной государственной регистрации обременение.

Преимущественный интерес

Ст. 8 устанавливает, что права (обременения прав), которые возникают на основании нормативных правовых актов, в том числе право нахождения на незакрытых для общего доступа земельных участках и проходов через них, публичные сервитуты, рассматривается Законом как преимущественный интерес, который не подлежит обязательной государственной регистрации.

Судам также следует иметь в виду, что в силу положений п. 9 ст.

24 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество при регистрации прав (обременении прав), устанавливаемых на часть недвижимого имущества, правоустанавливающий документ (об аренде, сервитутах, безвозмездном пользовании имуществом и другие) должен содержать подробное описание части имущества, являющейся сферой распространения права (обременения права). В необходимых случаях к заявлению должен быть приложен технический паспорт или идентификационный документ, на котором показана часть недвижимости, являющаяся объектом права (обременения права).

Аналогичные положения содержит также и ст. 41 Закона, где указано, что сфера распространения сервитута определяется путем описания в правоустанавливающем документе либо в необходимых случаях к документам, предусмотренным п. 2 ст.

21 настоящего Закона, прилагается копия идентификационного документа на земельный участок и (или) технического паспорта объекта недвижимости, на котором показана сфера действия сервитута.

Если сфера действия сервитута не определена путем его описания или указания на копии идентификационного документа на земельный участок или технического паспорта объекта недвижимости, сервитут распространяется на весь объект недвижимости.

По договору с субъектами права

П. 3 ст. 69 Земельного кодекса РК предусмотрено, что частный сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки, а п. 3 ст.

67 – что если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем, отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.

П. 5 ст. 69 Земельного кодекса предусмотрено, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК. Надо полагать, речь здесь идет не об одноразовой плате, а о периодических платежах.

Помимо этого, п. 3 ст. 69 Кодекса устанавливает, что субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Наконец, для некоторых случаев установления публичного сервитута Земельный кодекс вводит достаточно интересное правило, когда при неразрешимом противопоставлении публичного сервитута частному праву на землю, законодатель, исходя из приоритета публичных интересов, принимает сторону этих интересов в ущерб интересу частника.

Требовать изъятия

Следует отметить, что правила взимания оплаты при установлении публичного сервитута существенно отличаются от правил ее взимания при частном сервитуте. П. 7 ст.

69 Земельного кодекса РК устанавливает, что собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату только в том случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. Определять, насколько существенными являются затруднения, должны суды.

В частности, п. 7 ст.

69 Кодекса гласит, что в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности – другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков.

Право ограниченного землепользования

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 67 Земельного кодекса в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами РК, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

Согласно п. 1 пп. 1 п. 2 ст. 69 Кодекса частный собственник или землепользователь вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях – от субъектов права частной собственности или землепользования и на иной участок предоставления права ограниченного пользования этими участками (частный сервитут).

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать: на основании решения суда. При этом суд рассматривает только вопрос об установлении сервитута, а в соответствии с п. 2 ст. 69 данного Кодекса сам порядок частного сервитута решается между сторонами путем заключения договора.

Согласно п.п. 3, 5 ст. 69 Кодекса субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами РК.

Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34125148

Сервитут – право ограниченного пользования чужим участком – Агентство недвижимости Ria Light

Сервитут на земельный участок в рк

Статья 67. Основания возникновения сервитута.

1.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования. 2.

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать: 1) непосредственно из нормативного правового акта; 2) на основе договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем; 3) на основе акта местного исполнительного органа; 4) на основании решения суда; 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. 3. Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем, отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю. 4. Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основе акта местного исполнительного органа, этот акт может быть обжалован в судебном порядке заинтересованным в установлении сервитута лицом, собственником или землепользователем.

Статья 68. Право нахождения физического лица на чужих земельных участках и прохода через них.

1.

Физические лица имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках.2.

Если земельный участок, находящийся в чьей-либо частной собственности или землепользовании, не огорожен или если частный собственник или землепользователь иным способом не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет вреда частному собственнику или землепользователю.

Статья 69. Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком.

1.

Частный собственник, землепользователь или недропользователь, проводящий операции по разведке или геологическому изучению, вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях – от субъекта права частной собственности или землепользования и на иной земельный участок предоставления права ограниченного пользования этими участками (частный сервитут). 2. Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком (частный сервитут) может устанавливаться для обеспечения: 1) прохода и (или) проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку (недропользователя, проводящего операции по разведке или геологическому изучению, – к его территории для проведения операций по разведке или геологическому изучению) невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов; 2) прокладки и (или) эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника, землепользователя или недропользователя, проводящего операции по разведке или геологическому изучению, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной земельный участок. 3. Частный сервитут на соседний или иной земельный участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки (договор об установлении частного сервитута) или решению суда.Субъект права ограниченного пользования земельным участком (частного сервитута) должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом, в размере, определенном договором об установлении частного сервитута или решением суда. 4. Публичные сервитуты могут устанавливаться в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения или целей проведения разведки полезных ископаемых или геологического изучения, без изъятия земельных участков на основании решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков. Публичные сервитуты могут устанавливаться для:1) прохода или проезда через земельный участок к объектам общего пользования, кладбищам, погребениям и иным культовым объектам; 2) использования земельного участка в целях прокладки и эксплуатации коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, которые не могут быть обеспечены без установления сервитутов или требуют несоразмерных расходов; 2-1) использования земельного участка в целях размещения и эксплуатации линейной части магистральных трубопроводов;3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;4) забора воды и водопоя;5) прогона скота через земельный участок;6) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;7) временного использования земельного участка в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 7-1) временного использования земельного участка или его части в целях проведения разведки полезных ископаемых или геологического изучения; 8) свободного доступа к прибрежной полосе; 9) использования земельного участка для проведения культурно-массовых мероприятий по решению государственных органов; 10) в иных случаях, связанных с общественными и государственными интересами. 5. Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. Размер платы за частный сервитут определяется договором об установлении частного сервитута или решением суда. 6. При установлении публичного сервитута по земельным участкам, находящимся в государственной собственности и не предоставленным в землепользование, за исключением сервитута, устанавливаемого для целей проведения разведки полезных ископаемых или геологического изучения, плата за сервитут поступает в бюджет. 7. Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, за исключением лиц, которым земельный участок был предоставлен в собственность или землепользование с имеющимся обременением в виде публичного сервитута, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности – другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков. В случае установления публичного сервитута для целей проведения операций по разведке полезных ископаемых или геологическому изучению выплата суммы платы, предусмотренной частью первой настоящего пункта, и (или) возмещение убытков, предусмотренных частью второй настоящего пункта, производятся соответствующим недропользователем.

Статья 72. Другие сервитуты.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан или соглашением сторон, могут быть установлены другие сервитуты, кроме указанных в настоящем Кодексе.

Статья 73. Сохранение сервитута при переходе права на земельный участок.

1.

Сервитут сохраняется в случае перехода права собственности на земельный участок или права землепользования земельным участком, обремененным сервитутом, к другому лицу.2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в том числе купли-продажи и залога. Сервитут может переходить к другим лицам лишь вместе с правом, для обеспечения которого установлен сервитут.

Статья 74. Прекращение сервитута.

1.

Действие сервитута прекращается в результате отказа правообладателя, длительного неиспользования (3 года), истечения срока, на который он был установлен, на основании соглашения между сторонами, на основании решения суда и по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан.2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия решения местного исполнительного органа об отмене сервитута.3. В одностороннем порядке действие сервитута прекращается по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан или соглашением сторон.4.

Сервитут в судебном порядке может быть прекращен по требованию частного собственника или землепользователя в связи с ненадлежащим его использованием правообладателем, а также ввиду отсутствия оснований, по которым он был установлен.5.

В случаях, когда сервитут установлен на определенный срок, его действие прекращается по истечении установленного срока, если иное не установлено соглашением сторон.

В тех случаях, когда сервитут на основании договора установлен до момента востребования или на неопределенный срок, действие сервитута прекращается по истечении месячного срока с момента требования обладателя недвижимого имущества, обремененного сервитутом, о прекращении сервитута.

Статья 75. Регистрация сервитута.

1.

Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат возникновение, изменение и прекращение сервитутов, предоставляющих правообладателю право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, если иное не установлено настоящей статьей и законодательным актом Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. 2. При регистрации сервитута к документам, на основании которых возник сервитут, прилагается план земельного участка с отображением границы сферы действия сервитута, заверенный лицом, предоставляющим такой сервитут. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление плана земельного участка не требуется. 3. Не подлежат государственной регистрации сервитуты, возникающие на основании нормативных правовых актов, а также иные сервитуты, не являющиеся объектами регистрации в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Источник: “Земельный кодекс РК” от 20.06.2003 N 442-II

Источник: https://rialight.kz/zan/8-zan/205-servitut-pravo-ogranichennogo-polzovaniya-chuzhim-uchastkom

Споры, вытекающие из земельных правоотношений. Об установлении сервитута

Сервитут на земельный участок в рк

В соответствии с нормами статьи 67 Земельного кодекса, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.

При этом следует учитывать, что сервитут устанавливается только в случаях, предусмотренных ЗК и иными законодательными актами Республики Казахстан. Таким образом, при рассмотрении дел указанной категории важно установить для чего устанавливается сервитут, то есть установить основания установления сервитута.

Так, в п.2 ст.69 ЗК право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком (частный сервитут) может устанавливаться для обеспечения:
1) прохода и (или) проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов;

2) прокладки и (или) эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок.

Перечень установления частного сервитута исчерпывающий.

Публичные сервитуты могут устанавливаться в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения, без изъятия земельных участков на основании решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков.

В ЗК предусмотрены 9 случаев установления публичного сервитута, при этом данный перечень не является исчерпывающим, поскольку подпунктом 10) ст.67 ЗК предусмотрено, что публичный сервитут может быть установлен в иных случаях, связанных с общественными и государственными интересами.

Нормами земельного законодательства предусмотрено, что сервитут может возникать: на основании решения суда, но суд рассматривает только вопрос об установлении сервитута. Порядок заключения частного сервитута предполагает соблюдение досудебной процедуры – направление стороне предложения заключить договор, направления проекта договора.

Также следует отметить, что если в отношении земельного участка не имеется каких-либо ограничений и обременений, то суд не может налагать ограничения во времени для пользования земельным участком.

Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

При разрешении иска об установлении права ограниченного пользования соседним земельным участком, при возникновении спора по условиям договора суд обязан исследовать вопросы о размере земельного участка, путем привлечения специалиста, при разногласии относительно платы за сервитут – об оплате за право пользования участком и иные условия договора.

Вопросы определения оплаты за сервитут представляют для суда определенные сложности, поскольку в Республике Казахстан отсутствует утвержденная методика.

Полагаем, что при разрешении вопроса об оплате за право пользования участком можно исходить из сложившихся у сторон взаимоотношений относительно пользования земельным участком (например, пользование земельным участком без письменного оформления, участие стороны в дополнительных расходах по содержанию участка и т.д.).

При этом, размер оплаты может изменяться, поскольку стороны в дальнейшем могут быть прийти к другому соглашению с учетом возникновения обстоятельств, влияющих на данный вопрос, различных факторов в предпринимательской деятельности сторон, экономических реформ в стране и других факторов.

По самовольной постройке

Относительно признания право собственности на самовольную постройку по п.3 ст.244 ГК.

Согласно п.3 ст.244 ГК право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под размещение возведенной постройки.

Согласно разъяснений п.

11, 12 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 5 «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с защитой права собственности на жилище» иск о признании права собственности на самовольно построенное жилище предъявляется к местному исполнительному органу и рассматривается судом в порядке искового производства. Удовлетворение такого иска возможно при условии, если сохранение постройки не повлечет нарушение законных интересов других лиц или не создаст угрозу жизни и здоровью граждан. Эти условия должны подтверждаться органами, уполномоченными осуществлять государственную приемку законченных строительных объектов.

Истцу следует представить доказательства того, что земельный участок будет предоставлен ему и что строение соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам. Такими доказательствами могут быть выданные акимом и уполномоченными органами документы о согласии предоставления истцу земельного участка и соответствии строения нормам и правилам.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что в п.3 ст.244 ГК предусмотрен один из способов защиты гражданских права как признания право собственности на самовольную постройку. Поэтому при соблюдении указанных норм иск подлежит удовлетворению.

О признании поступившей в коммунальную собственность

Отвечая на вопрос: Подлежит ли земельный участок постановке на учет как бесхозяйная недвижимая вещь при наличии нотариального заявления собственника участка об отказе от земельного участка или местный исполнительный орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании поступившим в коммунальную собственность, следует, исходит из норм, предусмотренных ст.82 ЗК, п. 3 ст.242 ГК.

В силу п.1 ст.

82 ЗК собственник может отказаться от права собственности на принадлежащий ему земельный участок, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от принадлежащих ему прав на земельный участок без намерения сохранить это право. В случае отказа собственника от права собственности на земельный участок этот земельный участок принимается на учет как бесхозяйная недвижимая вещь в соответствии со статьей 242 ГК.

Нормы земельного законодательства не регулируют порядок признания бесхозяйного земельного участка поступившим в коммунальную собственность, поэтому подлежат применению нормы п. 3 ст. 242 ГК.

Данный вывод основан на следующем, согласно п.4 ст. 6 Земельного Кодекса РК имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

Согласно п.3 ст.82 ЗК при добровольном отказе от права частной собственности на земельный участок основанием для принятия земельного участка на учет как бесхозяйную недвижимую вещь является засвидетельствованное нотариально письменное заявление собственника земельного участка.

Таким образом, если собственник отказывается от права собственности на принадлежащий ему земельный участок, в любом случае земельный участок подлежит постановке на учет, основанием которого является засвидетельствованное нотариально письменное заявление собственника земельного участка.

Выполнение положений статьи 82 ЗК, п.3 ст. 242 ГК обусловлено тем, что в любое время до возникновения права собственности другого лица на такое имущество собственник вправе обратиться с заявлением о снятии с учета принадлежащей ему недвижимой вещи как бесхозяйной и вновь принять ее в свое фактическое владение.

Об оспаривании отрицательного заключения комиссии

Статей 43 ЗК установлен порядок предоставления права на земельный участок. Одной из стадией установленного порядка является подготовка заключения комиссии, создаваемой соответствующими местными исполнительными органами.

В соответствии со ст.

292 ГПК могут быть оспорены в судебном порядке решение, действия (бездействие) государственного органа, орган местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего.

Земельные комиссии не относятся к органам и организациям, указанным в данной норме, их заключение носит рекомендательный характер и сами по себе не влекут правовых последствий, поэтому заключения комиссии положительные либо отрицательные оспариванию не подлежат.

О признании права собственности на земельный участок по приобретательной давности

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

Поскольку земельным кодексом регламентированы вопросы приобретения право собственности на земельный участок, который имеет особый статус по сравнению с другими объектами, нельзя устанавливать право собственности на земельный участок по приобретательной давности.

Делимые и неделимые земельные участки

В силу ст.51 ЗК земельный участок может быть делимым и неделимым.

Делимым является земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных обязательных норм и правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, в противном случае он является неделимым. Неделимость земельного участка отражается в идентификационном документе.

Определение делимости и неделимости земельных участков относится к исключительной компетенции уполномоченного органа по земельным отношениям. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Если земельный участок признан неделимым, его раздел и выдел из него земельной доли в натуре не допускаются.( п.1 ст.59 ЗК)

Выделяющийся участник долевой или совместной собственности (землепользования) в этом случае имеет право на выплату ему стоимости его земельной доли другими участниками общей собственности (общего землепользования) на земельный участок либо продать ее другому лицу в соответствии с правилами, установленными пунктом 2 статьи 55 настоящего Кодекса, за исключением объектов кондоминиума.

О прекращении права собственности на земельный участок, предоставленный под ИЖС, если собственник не использовал земельный участок по назначению.

В соответствии со ст.

92 ЗК в случае если земельный участок, предназначенный для строительства, не используется по назначению в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, за исключением земельного участка, находящегося в частной собственности граждан Республики Казахстан для индивидуального жилищного строительства.

Анализ указанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящегося в частной собственности граждан Республики Казахстан для индивидуального жилищного строительства, не подлежит изъятию в порядке, предусмотренном ст.94 ЗК, в связи с его не использованием по назначению. Вместе с тем, законом предусмотрено изъятие земельного участка для строительства индивидуального жилого дома предоставленного на праве землепользования.

По применению статьи 66 ЗК, в котором регламентированы права и обязанности собственников земельных участков и землепользователей, которым права на земельный участок в силу настоящего Кодекса не могут принадлежать

Согласно данной нормы, в тех случаях, когда лицо приобретает на земельный участок право, которое оно (лицо) не может иметь в соответствии с нормами, установленными настоящим Кодексом, указанное право подлежит в течение трех месяцев отчуждению по правилам, установленным гражданским законодательством Республики Казахстан (ст.249 ГК –купля-продаж, мена и т.д.), или должно быть переоформлено в указанный срок в право на землю, которое в соответствии с настоящим Кодексом такому субъекту может принадлежать.

В случае неисполнения требования, установленного частью первой настоящего пункта, местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения подает иск о возврате земельного участка по его месту нахождения.

Поскольку данный вопрос регламентирован земельным кодексом, нормы гражданского кодекса (ст.252 ГК), предусматривающие возмещение собственнику стоимости имущества не подлежат применению.

Ертаева Роза,

судья Акмолинского областного суда

Источник: https://716.kz/posts/139-spory-vytekayuschie-iz-zemelnyh-pravootnoshenii-ob-ustanovlenii-servituta.html

Судья Верховного Суда Ш.Иманиязова: «Иски об установлении сервитута являются одним из сугубо земельных споров», «Zakon.kz», 30.11.2017 г

Сервитут на земельный участок в рк

О проблемных вопросах, возникающих при рассмотрении некоторых категорий земельных споров, рассказывает судья Верховного суда Ш. Иманиязова – Zakon.kz.

– Расскажите, пожалуйста, что такое сервитут.

Иски об установлении сервитута являются одним из сугубо земельных споров. Сервитут (лат. servitus, servitutis подчиненное положение) – ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях, это институт, закрепленный в римском праве, и с тех пор широко применяемый при реализации права собственности на недвижимое имущество.

По своей правовой природе сервитут является вспомогательным способом реализации лицом права собственности в отношении принадлежащего ему земельного участка при наличии препятствий для его использования в полной мере.

Сервитут возникает: непосредственно из нормативно-правового акта на основе договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем, на основе акта местного исполнительного органа, на основании решения суда и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Судами республики правильно применяются нормы закона, содержащиеся в главе 7Земельного кодекса и регулирующие основания возникновения и порядок предоставления сервитута.

При рассмотрении дел об установлении сервитута исследуется вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута.

– Можете привести примеры из судебной практики?

– Конечно. К примеру, исковые требования гражданина Т.

к ТОО «Э» об установлении сервитута удовлетворены по тем основаниям, что при предоставлении ответчику в частную собственность дополнительного земельного участка для обслуживания производственной базы в постановлении акимата города К. и в договоре купли-продажи указано: установить сервитут для обеспечения доступа другим землепользователям к своим участкам.

Так, установлено, что ответчик приобрел право частной собственности на указанный земельный участок с ограничением в использовании и обременением соблюдения экологических, санитарно-гигиенических и иных специальных требований и нормативов, что также отражено и в акте на право частной собственности на земельный участок.

Ответчик, не оспаривая вышеизложенные обстоятельства, подтверждающие право истца на сервитут, ставил вопрос об установлении для истца режима для прохода и проезда через свой участок в рабочие дни с понедельника по пятницу, с 9 до 18 часов. Между тем, ответчиком не приведены обоснования для установления вышеуказанного режима для прохода и проезда истца через его участок. Такие доводы ответчика, безусловно, не основаны на законе.

В соответствии со статьями 21, 25 Земельного кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему земельным участком.

Данные права собственник земельного участка осуществляет по своему усмотрению.

Поскольку в отношении земельного участка истца не имеется каких-либо ограничений и обременений, то суд по инициативе ответчика не может налагать на истца ограничения во времени для пользования своим земельным участком.

Таким образом, суды проверяют требования и возражения каждой из сторон и оценивают их с точки зрения законности, целесообразности, справедливости с тем, чтобы установление сервитута отвечало потребностям лиц, в чьих интересах он установлен, и не нарушало прав и интересов самих собственников и землепользователей. Как правило, по данной категории дел суды не испытывают особых затруднений при разрешении споров. Вопросы обычно возникают при определении платы за сервитут.

– И какой должна быть плата?

– Величина платы должна быть равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

При определении размера платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, суд вправе привлечь специалиста, принять во внимание сложившиеся определенные взаимоотношения сторон относительно пользования земельным участком (до установления сервитута), обычаи делового оборота, разрешить споры, исходя из критерия справедливости и разумности. Размер платы, установленной первоначально, в последующем может быть изменен по соглашению сторон, при недостижении соглашения решением суда.

Следует отметить, что суды республики сходятся в едином мнении, что споры об установлении сервитута имеют наибольший потенциал для разрешения с применением примирительных процедур. Как показывает судебная практика, ряд дел об установлении сервитута судами республики разрешены с утверждением мировых и медиативных соглашений сторон.

Наряду с другими распространенными категориями споров, по делам об установлении сервитута судами предлагается введение досудебного урегулирования спора, позволяющего разрешить конфликт сторон, восстановить доброжелательные отношения, сэкономить их материальные и моральные ресурсы.

Источник: https://www.sud.gov.kz/rus/massmedia/sudya-verhovnogo-suda-shimaniyazova-iski-ob-ustanovlenii-servituta-yavlyayutsya-odnim-iz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.